The news is by your side.

Приоритеты просвещения. Чему учат детей на уроках религиоведения

Чему учат детей на уроках религиоведения

Как пишет Stan.kz, религиоведение в казахстанских школах преподается с 2004 года. Эта дисциплина, первоначально введенная в качестве факультативного курса, была включена в число обязательных с 2016 года.

Чему учатся школьники на этом уроке? Об этом родители могут узнать не только у своих чад, но и у педагогов, специалистов управлений по делам религий или же из предлагаемой вниманию читателей публикации.

В 2009 году, после III Съезда лидеров мировых и традиционных религий, было принято решение о введении дисциплины «Основы религиоведения» в казахстанских школах. Между тем в странах мира еще с 1990-х годов религия стала исключаться из школьной программы. Однако после возросшей угрозы религиозного экстремизма и теракта, произошедшего в США 11 сентября 2001 года, эта норма была пересмотрена. Более 70 стран мира признали необходимость преподавания религио­ведения в школах.

 

В основе политика государства

По словам заведующей кафед­рой религиоведения и культурологии Казахского национального университета имени аль-Фараби Айнур Курманалиевой, предмет «Основы религиоведения» нацелен на доведение до школьников принципа, что светскость является неотъемлемой ценностью государства.

— В рамках предмета «Основы религиоведения» необходимо разъяснить детям, насколько важна светскость в сохранении стабильности, безопасности государства, что означает свобода вероисповедания, рассказать о сути мировых и традиционных религий, истории и современном состоянии новых религиозных движений. Вместе с тем, сформировав всесторонние знания о негативных псевдорелигиозных течениях и запрещенных организациях, нужно разъяснить причины и последствия возможных угроз обществу со стороны псевдорелигиозных и экстремистских течений, тем самым сформировать у молодежи иммунитет, — пояснила Айнур Курманалиева.

Говоря о важности и цели предмета «Основы религиоведения», собеседница отметила, что религия и история — понятия взаимосвязанные.

— Религиоведение основывается на политике государства в сфере религии. Кроме того, важно оценить, в какой степени ранние религии проявились в казахской степи и нашли отражение в культуре кочевников и других этносов, населяющих территорию современного Казахстана. Через духовное наследие аль-Фараби, Ходжи Ахмеда Ясави, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Шакарима Кудайбердиева раскрывается роль религии в истории страны и ее значение для всестороннего формирования личности. Обучаясь, учащиеся узнают историю нашей страны уже сквозь призму верований и религий, оценивают место религии в жизни человека, культуры и цивилизации, — добавила Айнур Курманалиева.

 

Непредвзятые учителя

По словам специалиста, основные требования к учителям религиоведения — знания, объективность и высокий профессионализм. Она также добавила, что учитель не имеет права навязывать свои религиозные взгляды при преподавании предмета.

— К учителям религиоведения предъявляются те же требования, что и к учителям других предметов школьной программы. Кроме того, учитель-предметник должен дать учащимся сведения о сущности религии, ее истории и функциях в современном обществе, научить сравнивать религиозное знание и практику с точки зрения светскости.

Важно, чтобы учащиеся уважали свободу вероисповедания и приобщались к культуре толерантности. Кроме того, детям необходимо формировать умение фильтровать данные из электронных ресурсов и религиозной литературы с точки зрения критического мышления, а не поглощать их без выбора, — отметила специалист.

При изучении религиоведения у учеников возникают различные мнения, ребята обмениваются ими, дискутируют, учатся вести беседу и даже спорить, оперируя данными и цитатами известных, авторитетных персон.

— Дискуссии о происхождении человечества возникли не сегодня. И если в науке больше говорят о теории большого взрыва, то в религии преподносят идею о создании человека и мира Творцом. Учащимся предоставляется возможность рассмотреть разные точки зрения, увидеть многообразие религий, провести анализ постулатов разных верований с точки зрения религиоведения. Круг анализируемых тем довольно широк, — заключила Айнур Курманалиева.

Досымжан НАУХАНОВ,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.