The news is by your side.

Пропащее дело. Как не испортить здоровье несвежими и некондиционными продуктами

Как не испортить здоровье несвежими и некондиционными продуктами

Наверное, каждый из нас испытывал глубокое разочарование, когда обнаруживал, что купленные в магазине хлеб или молоко оказывались испорченными. К сожалению, в последнее время такое случается нередко. Причем дело не всегда в том, что товар неправильно хранился в торговой точке. Бывает, что производитель допускает несоблюдение ГОСТа или технического регламента.

Проблема становится еще более актуальной на фоне тотального повышения цен, когда потребители вынуждены экономить на чем только можно.

О своем печальном опыте нам рассказала жительница Тараза Ольга Мирошникова. Женщина долгое время покупала своим сыновьям сосиски, которые производит колбасный цех в Жамбылском районе. Дети с удовольствием их ели. Но однажды старший ребенок попросил маму не сварить сосиски, а пожарить.

— Только тогда я догадалась сама попробовать эти сосиски и выяснила, что они не только сильно пересоленные, но и какие-то пустые. А ведь еще полгода назад это был вполне неплохой продукт, — говорит О. Мирошникова.

То же самое можно сказать и по поводу хлеба из ржано-пшеничной смеси, который в последнее время стал все чаще «болеть» из-за наличия картофельной палочки в муке. А ведь любой производитель прекрасно знает, что избежать этого можно путем соблюдения технологии производства.

Насколько мы правы, трудно сказать. Но вот против статистики не поспоришь. По информации, обнародованной на сайте департамента санитарно-эпидемиологического контроля Жамбылской области, за первое полугодие текущего года в рамках ежемесячных мониторингов безопасности продукции санитарными врачами по области было отобрано 1566 наименований продукции, которую подвергли санитарно-эпидемиологической экспертизе.

«Установлено, что 868 продуктов из отобранных, или 55,4 процента, не соответствуют установленным техническим регламентам Таможенного союза. От общего объема исследованных образцов 92,5 процента не отвечают требованиям технических регламентов по маркировке, несоответствие по микробиологическим показателям безопасности составило 2,9 процента, по показателям безопасности — 2,5 процента», — говорится в сообщении департамента.

Исследованием были охвачены все основные группы продуктов питания, в том числе молочные, мясо птицы, рыба, кондитерские и хлебобулочные изделия, широкий ассортимент продуктов детского питания, специальные пищевые продукты, БАДы, соки, энергетические и другие безалкогольные напитки, фрукты и овощи, питьевая вода. Исследовано 935 проб продуктов питания, из них 468, или 50 процентов продукции, не соответствуют установленным требованиям.

В целях устранения выявленных нарушений выдано 71 предписание, наложено два штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 425 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Субъектам предпринимательства, продукция которых не соответствует требованиям, разъяснен порядок устранения нарушений требований законодательства.

Мы обратились к руководителю отдела конт­роля и надзора за объектами питания департамента санэпидемконтроля Махфузе Давиловой с вопросом, какие же требования предъявляются к продуктам питания и условиям их хранения.

По ее словам, пищевая продукция, находящаяся в обращении в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

Кроме того, продукты питания, реализуемые в магазинах и на рынках, должны сопровождаться информацией об условиях хранения, их сроке годности.

— Если пищевая продукция не имеет упаковки либо часть информации размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, то продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя, — говорит Махфуза Давилова.

Следует отметить, что на контроле санитарно-эпидемиологической службы области находятся 3445 пищевых объектов (в 2021 году их было 3422), 293 из них специализируются на производстве продуктов питания.

— Так как 99 процентов данных объектов являются субъектами малого и среднего бизнеса, то они не вошли в наш график проверок. Вы знаете, что в стране действует мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому нами с начала года проверено 13 объектов по особому порядку и 11 объектов — внепланово по обращениям и заявлениям граждан. За семь месяцев 2022 года поступила одна жалоба на качество пищевой продукции. Если говорить точнее, то житель Тараза сообщил, что купил в одном из магазинов бараньи ребрышки с плесенью. Мы провели проверку, которая не подтвердила факт реализации испорченного мяса, — рассказывает М. Давилова.

По ее словам, чаще всего некондиционной оказывается продукция, изготовленная за пределами региона.

— В этом случае мы отправляем соответствующее извещение в департамент санитарно-эпидемиологического контроля области, где действует предприятие, допустившее выпуск некачественной пищевой продукции. На основании этого документа там санитарные врачи принимают меры, — пояснила Махфуза Давилова.

Она подчеркнула, что покупатели имеют право на обмен товара ненадлежащего качества. Также потребители могут воспользоваться законным правом по возмещению в полном объеме убытков или вреда, причиненных здоровью из-за недостатков товара.

— Жамбылцы могут обратиться в наш департамент с жалобой, которая будет обязательно рассмотрена. В своем обращении необходимо указать конкретные факты нарушения требований законодательства, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека, описать ситуацию. Взять, к примеру, хлеб, зараженный картофельной палочкой. Данный продукт должен храниться в магазине или на рынке в определенных условиях, которые не позволяют размножаться патогенной среде, — говорит Махфуза Давилова.

Но часто ли покупатели решаются на реализацию своих законных прав? Успокаивает только то, что даже в условиях моратория санитарные врачи делают все возможное, чтобы защитить потребителей от откровенного продовольственного хлама.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.