The news is by your side.

Работа — недорого

Трудовых иммигрантов, ожидающих «покупателей», можно часто увидеть на традиционных «пятачках» таразских базаров.

Казахстан легализует трудовых мигрантов

В законодательные акты РК по вопросам трудовой миграции внесены изменения. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам трудовой миграции» от 10 декабря 2013 года упрощен порядок выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы физическими лицами, а также устранены имевшиеся проблемы трудового законодательства, регламентирующего привлечение отдельных категорий трудящихся — мигрантов, и налогового законодательства в части уплаты иммигрантами индивидуального подоходного налога. 

О тонкостях совершенствования миграционного законодательства рассказывает исполняющий обязанности руководителя управления миграционной полиции ДВД Жамбылской области полковник полиции Талгат Базаралиев.

— Закон распространяется только на граждан стран, с которыми Казахстан имеет договоры о безвизовом порядке въезда и пребывания на срок не менее трех месяцев, — разъясняет Талгат Базаралиев. — Под эту категорию в основном попадают граждане стран СНГ. Разрешения в упрощенном порядке будут выдаваться, прошу особо отметить, только тем иностранцам, которые привлекаются для работы у физических лиц для обеспечения их собственных потребностей: ремонта или строительства частного дома, предоставления услуг няни, садовника, повара или других домашних работников. На предпринимателей этот порядок не распространяется и не может быть использован в работах, приносящих доходы.

Один гражданин может привлечь не более пяти трудовых иммигрантов для работы в своем домашнем хозяйстве. Этого количества, как считают разработчики закона, достаточно для обеспечения личных потребностей, и при этом устраняется возможность использования данного механизма для легализации прибывающих иностранцев.

Иностранцы, работающие у физических лиц, получают разрешения без учета ограничений по квоте на привлечение иностранной рабочей силы, которая применяется для других категорий иностранных работников. То есть ограничений в данном отношении нет, а выдача разрешений предельно упрощена.

Среди новшеств можно отметить, что период, на который выдается и применяется разрешение, будет определяться самим иностранцем. Сотрудникам миграционной полиции требуется только проверять, чтобы за указанный в заявлении период (один, два или три месяца), на который оформляется разрешение, был произведен предварительный платеж по индивидуальному подоходному налогу из расчета два месячных расчетных показателя (с 1 января 2014 года он составляет 3704 тенге) за каждый месяц.

Выдачу разрешений будут производить подразделения миграционной полиции по месту временного пребывания иностранцев, независимо от первоначальной цели въезда, указанной при оформлении миграционной карточки на границе РК.

Первоначально выдача разрешения производится на срок от одного до трех месяцев. Оно действует на территории одного района или города. Чтобы повысить эффективность контроля за перемещениями иностранца, разрешение действительно на всей территории обслуживания транспортной полиции, относящейся к данной административно-территориальной единице.

Кроме того, информация об иностранце будет внесена в единую информационную систему «Беркут». Бланк разрешения содержит уникальный штрихкод.

Одновременно с этим будет производиться дактилоскопирование и фотографирование трудового мигранта. Такие меры необходимы как важный профилактический фактор и будут способствовать раскрытию преступлений, если таковые будут совершены иностранными работниками.

По окончании срока действия разрешение может неоднократно продлеваться, каждый раз до трех месяцев, но на срок не более одного года. Затем иностранец должен выехать из Казахстана.

Оформление нового разрешения на привлечение иностранного работника, согласно закону, возможно только через месяц после окончания срока действия предыдущего.

Там уже действуют немного другие правила и требования.

Для продления разрешения на следующий год, кроме квитанции о предварительной оплате индивидуального подоходного налога, трудовой иммигрант должен предъявить трудовой договор за предыдущий период. В этом договоре должны быть указаны размер заработной платы, а также сведения о том, что работа осуществлялась у физического лица и не связана с получением дохода работодателем.

В случае если доход трудового иммигранта превышал сумму оплаченного предварительно платежа, он должен представить в налоговый орган декларацию о доходах и доплатить недостающее. Контроль за наймом будет осуществляться налоговыми органами на местах на основании информации, предоставляемой органами внутренних дел.

Талгат Базаралиев предупреждает, что в законодательстве предусмотрен запрет на въезд в РК иностранцев, если в период предыдущего пребывания ими не была представлена декларация по индивидуальному подоходному налогу в случаях, когда это предусмотрено. А в Кодексе об административных правонарушениях также предусмотрена ответственность работодателей за привлечение трудовых иммигрантов без соответствующего разрешения или заключения трудовых договоров с более чем пятью лицами из других стран. В первый раз за такое нарушение виновные должны будут уплатить штраф в размере 30 месячных расчетных показателей (55560 тенге), а за повторное — 50 МРП (92600 тенге).

— Изменения в законодательных актах по вопросам трудовой миграции очень актуальны, — считает Т. Базаралиев. — Особенно они важны для нашей области, граничащей со странами-поставщиками трудовых иммигрантов в Казахстан.

Василий МАЗУР

Комментарии закрыты.