The news is by your side.

Ради доверия граждан. Административная юстиция: итоги первого года работы

Административная юстиция: итоги первого года работы

Целью административной реформы, проводимой в Республике Казахстан, является не просто повышение эффективности государственного управления, а способность власти адекватно и своевременно решать социальные запросы.

С 1 июля 2021 года по 1 июля 2022 года в суды Жамбылской области поступило 1033 административных иска, из них в специализированный межрайонный административный суд — 883, или 85 процентов, в районные суды — 150, или 15 процентов.

Основные категории дел, которые поступают в суды: земельные споры — 268 (26 процентов); жалобы на действия судебных исполнителей — 249 (24); споры в сфере госзакупок — 97 (девять); налоговые споры — 59 (шесть); жилищные споры — 59 (пять); споры в сфере госуслуг — 47 (пять процентов).

Рассмотрено с вынесением решения за шесть месяцев 2021 года 130 административных дел, из которых 82 (63 процента) — в пользу истцов — граждан и субъектов бизнеса, а по 48 (37 процентов) отказано.

В первом полугодии 2022 года процент удовлетворения исков вырос до 66. Так, из рассмотренных по существу 136 административных дел в пользу истцов вынесено 91 решение, в пользу административного органа — 45 (33,1 процента).

По таким категориям дел, как земельные споры, споры в сфере здравоохранения, где раньше граждане очень редко выигрывали, процент удовлетворения исков вырос в разы. По земельным спорам удовлетворено 76 процентов исков, по спорам в сфере здравоохранения — 83.

Приведенные цифры говорят о том, что административная юстиция реально защищает права граждан и предпринимателей в споре с государственными органами и должностными лицами. Если раньше в споре с госорганом граждане выигрывали всего 15 процентов дел, то сегодня эта ситуация стала меняться в сторону граждан и бизнеса.

Примирительные процедуры

Суд в силу возложенных на него задач содействует мирному урегулированию споров между гражданином и властными структурами.

В административном судопроизводстве примирение возможно не во всех случаях, поскольку административный орган может действовать только в рамках своих полномочий, предоставленных законом. Примирение возможно при наличии у адморгана усмотрения, то есть принятия в пределах своих полномочий одного из возможных решений.

По каждому делу суд разъясняет преимущества мирного разрешения спора, устанавливает возможность применения такой процедуры, имеется ли у госоргана или должностного лица усмотрение. При наличии такового и согласии участников процесса проводится примирительная процедура.

За год действия административной юстиции примирительные процедуры успешно завершены по 109 делам (в 2021 году — 44, в 2022- 65). Возвращено в связи с отзывом иска при активной роли суда 296 исков: в 2021 году — 134, в 2022-м — 162.

К примеру, гражданину с января 2022 года прекращены пенсионные выплаты. При обращении в уполномоченный государственный орган по социальному обеспечению ему сообщили, что выплата пенсии прекращена ввиду выявления факта предоставления гражданином недостоверных сведений. Вышестоящий административный орган по социальной защите не усмотрел оснований для возобновления пенсионных выплат, в связи с чем гражданин обратился с иском в суд.

Суд проверил наличие усмотрения у административного органа и с согласия сторон провел примирительную процедуру, по результатам которой между сторонами заключено медиативное соглашение. По условиям соглашения адморган сам отменил принятые приказы о прекращении пенсионных выплат гражданину, произвел перерасчет и восстановил пенсионные выплаты с 1 января 2022 года.

Таким образом, нарушенное право гражданина на получение пенсии восстановлено без длительного судебного марафона, в результате примирения в суде первой инстанции.

Частные определения и денежные взыскания

При рассмотрении административных дел судьи выявляют системные проблемы административных органов, должностных лиц, которые послужили основанием для жалоб и обращений в суд граждан и субъектов бизнеса. Если суд исправляет одни и те же ошибки должностного лица или госоргана, то такое должностное лицо или такой руководитель явно не на своем месте. Сведения об ошибках чиновников доводят до их руководителя или вышестоящего в порядке подчиненности органа.

По результатам рассмотрения дел судами в адрес адморганов и должностных лиц вынесено 56 частных определений: в 2021 году — 29, в 2022-м — 27.

Административный процедурно-процессуальный кодекс, наряду с такими мерами процессуального принуждения, как замечание и удаление из зала судебного заседания, предусматривает и денежное взыскание. Судья самостоятельно накладывает денежное взыскание в том же процессе, где рассматривается дело.

Такая мера налагается, к примеру, за невыполнение или несвоевременное выполнение требований суда; неявку в суд без уважительных причин, действия сторон по затягиванию процесса, злоупотреб­ление процессуальными правами или невыполнение процессуальных обязанностей; неисполнение решения суда или определение об утверждении соглашения о примирении.

Размер денежного взыскания составляет от 10 до 100 месячных расчетных показателей. Денежное взыскание может налагаться неоднократно, пока не будет исполнено требование или решение суда.

Специализированный межрайонный административный суд Жамбылской области применил денежное взыскание по 11 делам на общую сумму 824090 тенге в отношении ответчика частного судебного исполнителя (одно дело), ответчиков акимов района (два), ответчиков госорганов (шесть), других участников процесса, представителей местных исполнительных органов (два). Все денежные взыскания исполнены.

Взаимодействие с государственными органами

В течение прошлого года судебная коллегия по административным делам (СКАД) Жамбылского областного суда и специализированный межрайонный
административный суд активно разъясняли нормы Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК) среди государственных и административных органов, проводили круглые столы. В октябре 2021 года судьи СКАД провели выездные встречи в районных центрах области с представителями местных исполнительных органов с разъяснением норм АППК, примирительных процедур. В текущем году эта работа продолжается, регулярно государственные и административные органы информируются о судебной практике рассмотрения административных дел.

Проведено 10 круглых столов с представителями органов внутреннего государственного аудита, организаторов государственных закупок и заказчиков по проблемным вопросам правоприменения в сфере государственных закупок; местных исполнительных органов, земельной комиссии и других госорганов по вопросам применения земельного законодательства; жилищно-коммунальных служб по вопросам применения жилищного законодательства; органов государственных доходов и прокуратуры по вопросам камерального контроля, обжалования действий и решений по результатам таких проверок и допускаемых ошибках; госорганов по применению государственного языка в административном судопроизводстве.

Проведена серия встреч онлайн и оффлайн с органами прокуратуры, юстиции, судебными исполнителями региона по проблемным вопросам в исполнительном производстве.

Сегодня по результатам года работы с уверенностью можно отметить, что
административная юстиция отвечает запросам общества и служит его интересам. Новые прогрессивные принципы отправления правосудия, закрепленные в Административном процедурно-процессуальном кодексе, позволяют повысить доверие к государству со стороны граждан.

Динара НУРЛЫБАЕВА,
председатель судебной коллегии по административным делам
Жамбылского областного суда

Комментарии закрыты.