The news is by your side.

Развивайте критическое мышление. Психолог предупредила о методах вербовки со стороны деструктивных течений

Психолог предупредила о методах вербовки со стороны деструктивных течений

Эксперт-психолог Министерства информации и общественного развития РК, подполковник КНБ в отставке Лола Шакимова рассказала о том, кто наиболее подвержен влиянию со стороны деструктивных религиозных течений, какие психологические методы используют вербовщики и как защититься от влияния радикальной идеологии.

— В основном под влияние деструктивных религиозных течений попадают люди, которые пребывают в психологическом состоянии фрустрации. С точки зрения психологии, фрустрация это состояние психологического дискомфорта, когда человек не удовлетворен самим собой, находится в состоянии внутриличностного конфликта. У него снижаются толерантность, волевая саморегуляция, усиливаются субъективность, внушаемость. Таких людей и подбирают вербовщики, миссионеры деструктивных течений. Это первая категория.

Вторая категория — это неофиты, которые из-за своей религиозной безграмотности попадают в ловушку миссионеров, применяющих различные приемы. В том числе они вырывают
какую-то информацию из священных религиозных книг и преподносят в той интерпретации, в которой им необходимо. И довольно часто они подменяют одни понятия или одни определения другими, и люди из-за своей религиозной безграмотности оказываются в ловушке.

Третья категория, довольно часто попадающая под влияние деструктивных течений, — молодые люди. Эмоционально неустойчивые, с проявлениями юношеского максимализма и нигилизма, стремлением к самостоятельности и независимости, они пытаются найти свое «Я», убедиться в истинности своих мировоззрений, ценностных ориентиров. Именно в этот период юноши и девушки особенно уязвимы. Из-за отсутствия опыта общения с разными людьми или излишней доверчивости они могут попасть в руки к миссионерам. А те обещают им реализовать доминирующие потребности, окажут как морально психологическую, так и материальную помощь. Таким образом радикалы формируют полную психологическую зависимость от себя, а молодые люди даже не успеют осознать, как оказались в ловушке у адептов деструктивных течений.

* * *

Из психологических методов, используемых радикалами, в первую очередь можно выделить метод установления психологического контакта, например, «прием интерактивности», который используется для того, чтобы сформировать о себе благоприятное впечатление у вербуемого.

Второе — это общность интересов, подчеркнутое «равенство». Манипулятор педалирует на то, что «я такой же, как и ты», что взгляды или интересы схожи. Так он пытается подстроиться под вас. В психологии это называется установление «рапорта», то есть «пристройка». Вам нравятся животные? Заводят беседу о животных. Интересуетесь техникой? И на эту, и любую другую тему заинтересованный в вас собеседник готов долго общаться, пока не сформируются очень теплые, доверительные межличностные отношения. Так вербовщики становятся «своими», и вербуемые начинают им доверять.

В последующем, когда вербуемых приглашают в референтную группу, допустим, на собрания и встречи узкого круга людей, там обычно применяется мощный психологический прием «бомбардировка любовью». То есть вас окружат комплиментами, проявлением заботы, вниманием, лаской — тем, чего обычно многим не хватает в реалиях современного общества. И от лести и восхищения в свой адрес человек впадает в состояние так называемого «комплиментарного транса»: ему очень комфортно в этой среде. И раз за разом он убеждается: «меня здесь ждут и любят, и пусть меня не понимают в семье, близкие друзья и родственники, но здесь я себя чувствую очень хорошо». Вот так начинается формирование психологической зависимости от представителей деструктивных течений.

Заодно вербовщики дают новому адепту установку, что он избранный, что он призван осуществить некую высшую миссию, то есть поднимают самооценку. И, конечно же, применяют различные методики и методы нейролингвистического программирования.

* * *

Когда новичок попадает в деструктивную организацию, он далеко не сразу осознает, что с ним произошло, что идет тотальный контроль над его мышлением, поведением, сознанием, восприятием полученной информации. Человек уже самостоятельно не может принимать решения, он должен постоянно ориентироваться на общественное мнение, то есть мнение группы, которая имеет признаки деструктивного самосознания.

И уже позже новый адепт начинает осознавать, что он глубоко ошибался, но выйти из группы радикалов ему не удается. Это действительно сложно сделать без посторонней помощи, поддержки специалистов. И тут у новичка начинаются психологические проблемы, как следствие тотального контроля над ним.

* * *

Чтобы обезопасить себя и своих близких, нам необходимо с ранних лет формировать у детей такое качество, как ассертивность, то есть адекватность, уверенность в себе, позитивный настрой. В нашем случае ассертивность выражается в умении сказать «нет». Кроме того, необходимо развивать такие параметры психической деятельности, как критичность мышления, когда человек фильтрует людей, информацию.

Каждый может развить в себе прогностичность, выражающуюся в том, что ты изначально думаешь о том, к чему может привести контакт с конкретным человеком или группой людей. И ты должен задаться вопросом: «Если я пойду на встречи с незнакомыми людьми, к чему это может привести?»

Кто-то, возможно, захочет изучить, что представляют из себя закрытая группа или отдельные участники тайной встречи, но справится ли он с последствиями этого шага самостоятельно? Можно просто позвонить в центры изучения проблем религий, которые сейчас имеются во всех областных цент­рах Казахстана. Там работают квалифицированные специалисты: теологи, религиоведы, психологи, имамы, юристы, которые могут дать полезные советы, рекомендации, ответят на вопрос, стоит ли вообще посещать собрания деструктивной организации.

Подготовила
Гульжан АСАНОВА

Комментарии закрыты.