Акценты смещаются

Преподаватели обсуждают структуру научного проекта.

Переходим к компетентностной парадигме образования

В Таразском государственном педагогическом институте состоялся семинар для учителей средних школ области на тему «Инновационные технологии при обучении иностранному языку». Его цель — обмен опытом и распространение передовых идей, касающихся применения полученных знаний на практике. 

Инициатором семинара стала кандидат филологических наук, доцент Куляндам Джолчибекова, которая недавно возглавила кафедру «Иностранные языки» ТарГПИ.

— Последняя тенденция в образовании — это развитие критического мышления, — говорит она. — По существующей модели образования преподаватель — это главная фигура в классе. Он ведет урок, задает вопросы, а школьники вовлечены в процесс фактически на 20 — 25 процентов. За рубежом сейчас акцент делается на ученика. Мы хотим научить преподавателей вовлекать больше школьников в процесс обучения.

Преподаватель немецкого языка ТарГПИ Ольга Ким, кандидат педагогических наук, почетный профессор Российской академии естествознания, говорит о том, что в настоящее время происходит изменение парадигмы оценивания — от знания к компетентности.

— Советская школа всегда ориентировалась на то, чтобы вложить в ученика какую-то определенную сумму знаний, навыков и умений, и на этом процесс обучения останавливался, — говорит она. — Сейчас происходит модернизация казахстанской системы просвещения, ее интеграция в Болонский процесс, который предполагает сближение и гармонизацию систем высшего образования и создания единого образовательного пространства. В связи с этим мы теперь переходим к компетентностной парадигме просвещения от средней до высшей школы. Это значит, что полученные знания ученик должен применять на практике. Другими словами, нам больше важно не столько, чтобы ученик знал наизусть, например, как образуются все формы глагола, сколько, чтобы он мог использовать язык во всех видах речевой деятельности.

На шести тренингах преподаватели ТарГПИ и ТарГУ поделились опытом, полученным на стажировках в Германии, Австрии, Португалии, Америке и Великобритании, рассказали учителям о методах организации обучения в вузе, об использовании принципов критического мышления на уроках английского языка, о применении инновационных технологий на уроках иностранного языка. Были также озвучены основы предметно-языкового интег-рированного обучения в средней школе.

Живой интерес педагоги проявили к тренингу о стратегии и технике написания научного проекта, который провела доцент Ольга Ким.

— В научном проекте обязательно нужен эксперимент, — раскрывает она секреты успешности работы. — Он должен иметь практическое значение. Запомните: каждый педагог и каждый ученик — это уникальные личности. Мы создаем новое, когда выбранную для исследования тему пропускаем через себя. Мы должны все пропустить через свои личность, знания, опыт, видение, философию и нравственность, и это сделать результатом.

Аудитория на этом тренинге была очень подготовленная.

— В нашей гимназии ученики проявляют интерес к написанию научных проектов. Для них это возможность выйти из рутинного учебного процесса, поработать над научными темами, проявить свои ораторские способности во время презентаций. Надо сказать, что они находят интересные сведения. У меня ученик брал тему «Образование мужского, женского и среднего рода в казахском, русском и английском языках». И хотя считается, что в казахском языке род можно определить только исходя из смысла предложения, он доказывает, что есть глаголы, которые используются только в сочетании со словами, обозначающими либо женский, либо мужской пол. Например: женщина родила ребенка, мать вскормила грудью. Проектная работа — это замечательная возможность для развития не только логического, но и критического мышления, — говорит учитель английского языка многопрофильной гимназии № 41Фируза Рахимова.

— Благодаря подобным встречам со школьными педагогами мы определяем проблемы в сфере образования, намечаем новые приоритеты для пединститута. Вуз перерабатывает свои рабочие планы с учетом пожеланий учителей, — говорит проректор по учебно-методической работе, доктор педагогических наук Расима Амандосова. — Система образования становится более гибкой за счет внедрения элективного (избирательного) компонента, и мы можем внедрять те дисциплины, которые необходимы. Сейчас 55 процентов наших уроков — это элективные дисциплины по запросам работодателей.

Елена ЕФИМОВА, фото автора

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»