Актуальный разговор

Подготовка человеческого ресурса начинается со школы

На сегодняшний день в 406 дошкольных организациях, 450 школах и 51 колледже Жамбылской области воспитываются и обучаются 265 458 детей и подростков. Целая армия потенциальных строителей будущего Казахстана. Но то, насколько перспективной для страны окажется эта «армия», во многом зависит от системы образования. Поэтому данная сфера никогда не стоит на месте, а находится в постоянной динамике. Требования времени и социальные ожидания общества обусловливают происходящие в ней ежегодные, а то и ежедневные изменения. Об успехах, нововведениях и перспективах жамбылского образования в интервью нашей газете рассказала главный педагог региона Сулушаш Курманбекова.

 

Вопросы есть, но они решаемы

— Сулушаш Сатбековна, область образования является стратегической для государства и должна, как говорится, постоянно идти в ногу со временем. А для этого требуются колоссальные финансовые ресурсы. Каково состояние финансирования данной сферы в нашем регионе?

— В минувшем году на систему образования области было выделено 75,8 миллиарда тенге, что в 1,2 раза больше показателя 2013 года. Мы являемся свидетелями беспрецедентной динамики строительства объектов образования, на которое расходуется основная часть бюджетных средств. Только за последние пять лет в области построено 27 школ, 16 детских садов и один колледж. Из них семь детских садов, столько же школ и колледж на 600 мест с общежитием на 200 мест были сданы в эксплуатацию в минувшем году.

— Цифры впечатляющие. Но несмотря на это, в регионе до сих пор остается нерешенной проблема доступа к дошкольному образованию. Очередь за направлениями в детские сады не сокращается. Какая работа ведется в этом направлении?

— Проблема дефицита мест в детских садах характерна для всей страны. Наш регион не является исключением. Очередность в дошкольные учреждения детей в возрасте от нуля до шести лет составляет 37 390 человек, от трех до шести лет — 14 889. В прошедшем году в дошкольных организациях было открыто 4653 места, что позволило перевыполнить государственный заказ на 138 процентов. Определенный сегмент в системе дошкольного образования занимает государственно-частное партнерство. Сегодня в регионе работают 29 частных детских садов, в которых воспитывается 3094 ребенка. В текущем году планируется завершение строительства пяти государственных дошкольных учреждений на 1260 мест и открытие ряда частных.

— В Послании «Нұрлы Жол — Путь в будущее» Глава государства дал поручение развивать социальную инфраструктуру и в первую очередь указал на необходимость решения проблемы аварийных и трехсменных школ. Как решается этот вопрос у нас?

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика

— Это одна из основных задач управления образования. Но вы сами понимаете, одномоментно решить этот вопрос невозможно. За последние пять лет нам удалось «ликвидировать» проблему 19 аварийных, пяти трехсменных школ, трех школ с дефицитом ученических мест. В минувшем году впервые свои двери открыли семь новых общеобразовательных учреждений. На сегодняшний день в области аварийными признаны 19 школ, проблемы девяти из них планируем решить в этом году, построив новые. В Министерство образования и науки РК мы направили предложения по строительству четырех средних учебных заведений для включения в перечень проектов, финансируемых из Национального фонда Казахстана. Это позволит нам решить проблему еще трех трехсменных и одной аварийной школы. Таким образом, к 2017 году вышеназванная проблема должна быть снята с повестки дня.

 

Достижения учащихся — гордость педагогов

— Победы жамбылских школьников на ведущих интеллектуальных соревнованиях всегда были предметом особой гордости. Каковы результаты наших ребят по итогам прошлого года?

— В минувшем году в научных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах и олимпиадах приняли участие 33151 учащийся региона, 4085 стали победителями. На международных олимпиадах и научных соревнованиях наши ребята завоевали 20 золотых, 22 серебряных и 29 бронзовых медалей. В числе этих побед очень значимыми являются 20 наград, привезенных жамбылскими воспитанниками со всемирных олимпиад по естественно-математическим дисциплинам. По результатам респуб-ликанской олимпиады 47 учащихся завоевали 13 золотых, 12 серебряных и 22 бронзовые медали. В итоге команда нашей области третий год подряд занимает первое почетное место и удосуживается звания «Самая лучшая команда».

Для ранней диагностики и развития детской одаренности в респуб-лике проводятся соревнования научных проектов среди учащихся вторых — седьмых классов «Зерде». В текущем учебном году 11 наших школьников завоевали здесь четыре золотые, две серебряные и пять бронзовых медалей. Ведется работа по развитию творческих способностей ребят, раскрытию их физического потенциала. Так, за ушедший год учащимися региона завоевано 202 медали на спортивных соревнованиях республиканского уровня, 36 медалей на республиканских творческих конкурсах, 18 — на международных.

 

Базовые знания и практические навыки

— Сулушаш Сатбековна, на что направлены международные исследования качества школьного образования PISA, TIMSS и PIRLS и какая работа ведется по подготовке наших ребят к ним?

— Ключевой вопрос этих исследований — обладают ли подростки, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами. Для широкой публики они объясняют это очень просто. Допустим, один человек знает тысячу английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает «спотыкаться», не может правильно сформулировать свою мысль. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у казахстанских школьников большие проблемы. К примеру, наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое генно-модифицированные организмы. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой. Таковы результаты исследования образования PISA, в котором участвовало около 400 тысяч подростков из 57 стран.

В текущем году учащиеся четвертых и восьмых классов страны примут участие в международном исследовании по оценке качества математического и естественно-научного образования TIMSS. Сегодня мы работаем над тем, чтобы показать хорошие результаты. Идет подготовка методистов и педагогов школ. В июне прошлого года были проведены тренинги для 231 руководителя школ области на тему «Научно-методические основы развития функциональной грамотности школьников».

К факторам, влияющим на достижение образовательных результатов, страны-лидеры PISA относят охват учащихся дополнительным образованием и внешкольными занятиями. В нашем регионе функционируют 58 организаций дополнительного образования с охватом 18,6 процента детей области. 28 процентов юных жамбылцев посещают спортивные кружки в общеобразовательных и спортивных школах. Стоит отметить, что дополнительное образование способствует развитию творческого потенциала учащихся во внеурочное время, так как многие ребята находят себя не в интеллектуальной деятельности на уроках, а в творческих и технических проектах. Немаловажную роль в этом может сыграть внутришкольная система дополнительного образования, как это эффективно организовано в средних школах имени 40-летия Казахстана в Байзакском районе и № 31 в Таразе, в опорных школах (ресурсных центрах) того же Байзакского, Жуалынского, Рыскуловского, Мойынкумского и Шуского районов.

Интересен опыт клубного движения в гимназии № 45 областного центра, внутришкольного олимпийского движения школ № 1, 5, 7, 8, 39, 41, 49 Тараза, кордайской средней школы № 4, школ-гимназий имени Г. Муратбаева (Байзакский район), имени Д. Конаева и С. Орджоникидзе (Жуалынский район), № 17 имени И. Трубицына и № 39 (Меркенский район), имени Ш. Уалиханова (Сарысуский район), имени Е. Бек-маханова и школы-лицея Жибек жолы (Шуский район). Безусловно, не во всех школах возможна реализация эффективной системы дополнительного образования, так как во многом все зависит от ресурсов и кадрового потенциала учебных заведений. Поэтому-то здесь компенсирующую роль и должны играть внешкольные учреждения.

 

ЕНТ: готовность № 1

— Как бы нам ни хотелось перемен, но ключевым показателем качества школьного образования пока является Единое национальное тестирование. Какая работа ведется в области по подготовке учащихся к главному школьному экзамену?

— Мы ведем работу в этом направлении согласно пошаговому плану действий по обеспечению качества подготовки к ЕНТ. За период с октября по декабрь прошлого года было изучено состояние программного обеспечения вариативного компонента рабочих учебных планов школ, уровень эффективности внутришкольного контроля, состояние работы учебных заведений области по подготовке к ЕНТ.

ЕНТ уже близко.

Управлением образования совместно с республиканским центром онлайн-тестирования USTADI в ноябре и декабре минувшего года организованы пробные тестирования в онлайн-режиме среди одиннадцатиклассников. Анализ результатов выявил пробелы в знаниях учащихся выпускных классов в разрезе предметов, разделов, были определены погрешности в подготовке школьников к ЕНТ. В Меркенском, Рыскуловском и Байзакском районах уже прошли выездные совещания управления образования с участием местных акимов, где рассматривался вопрос уровня работы школ по обеспечению качества образования. В феврале текущего года подобные мероприятия пройдут и в остальных регионах области. Это позволит руководителям и педагогам школ определить слабые звенья в работе по подготовке к главному выпускному экзамену.

По поручению акима области Карима Кокрекбаева введен механизм шефства Таразского государственного университета им. М. Х. Дулати, Таразского государственного педагогического института и Таразского инновационно-гуманитарного университета над районными и городскими школами, что, несомненно, окажет свое позитивное влияние на результаты ЕНТ. На особом контроле стоят школы, которые на протяжении нескольких лет показывали отрицательную динамику результатов тестирования.

 

Перенимаем передовой опыт

— Глава государства не раз говорил, что модернизации системы образования будут способствовать Назарбаев Интеллектуальные школы?

— Да, НИШ являются флагманом казахстанской школы, так как в этих организациях происходит интеграция и внедрение лучшего мирового опыта в области школьного образования. На сегодняшний день в регионе функционируют три базовые школы по трансляции опыта НИШ: областная специализированная школа-интернат для особо одаренных детей «Дарын», областная казахско-турецкая школа-интернат для одаренных мальчиков и гимназия № 1 города Тараза.

В прошлом году работа опорных школ была направлена на системное внедрение опыта НИШ в образовательный процесс базовых учебных заведений и внедрение некоторых элементов в управленческую, процессуально-технологическую работу развивающих школ. Были проведены 24 мероприятия для директоров, работников отделов образования и методических служб, учителей. Для старшеклассников проводятся онлайн-уроки по химии, физике, биологии и математике. Начата работа по апробации экспериментальных образовательных программ. Для этого начиная с января текущего года в Байзакском, Меркенском, Рыскуловском и Шуском районах будут открыты зональные опорные школы.

— Мы являемся свидетелями процессов обновления национальной системы образования. Какая работа ведется в этом направлении? Готовы ли наши педагоги к таким серьезным изменениям, происходящим в сфере образования?

— На сегодня в области функционируют 52 экспериментальные площадки, три детских сада, апробирующих эффективные модели дошкольного образования; 25 школ, ведущих исследования по восьми направлениям школьного образования; 24 колледжа, в которых внедряют систему дуального обучения. Утверждать, что учительство области полностью готово к изменениям такого масштаба, я не могу, потому что модернизационные процессы, происходящие в отечественном образовании, затрагивают базовый элемент образования — его содержание. А это ведет за собой изменения в технологиях обучения, воспитания и развития детей. С 2012 года стартовало массовое обучение педагогов на уровневых курсах нового формата, разработанных центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета. За три года обучение прошли 2932 педагога, из которых 458 — по первому уровню, 493 — по второму, 1954 — по третьему.

Стоит отметить, что минувший год для учителей нашей области был годом блестящих профессиональных побед. Так, два педагога стали победителями международных соревнований, 40 — республиканских конкурсов, 12 — обладателями различных номинаций, а 148 удостоились высших наград на республиканских дистанционных олимпиадах среди учителей-предметников. Четверо наших коллег были признаны «Лучшими педагогами страны».

Беседовала Татьяна БОРИСЕНКО,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»