Аттестация на эффективность

Нурлан ЕРКЕБАЕВ, заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Жамбылской области

Возможность для самореализации

С момента обретения независимости в Казахстане особое внимание уделено профессионализации государственной службы. Почти в каждом стратегическом документе Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркивает необходимость улучшения как кадрового потенциала аппарата управления, так и совершенствования деятельности государственного аппарата в целом. 

Эта закономерность характерна для развитых государств. Различие только в модели государственной службы и во внедряемых механизмах и ее институтов.

В настоящее время в Казахстане проходит комплексная аттестация административных государственных служащих корпуса «Б» в рамках исполнения 15-го шага Плана нации «100 конкретных шагов».

Следует отметить, что в мировой практике аттестация является одним из широко применяемых механизмов в сфере развития и управления персоналом.

Сегодня корпус «Б» — самый крупный в системе административной государственной службы страны. Это видно и на примере нашей области: при численности политических государственных служащих 0,1 процента, административных госслужащих корпуса «А» — 0,3 процента корпус «Б» составляет 99,6 процента всей штатной численности.

А если учесть, что средний стаж государственной службы в корпусе «Б» составляет 11 лет и что 15 процентов госслужащих имеют опыт работы в сфере государственной службы свыше 20 лет, то вполне уместно сказать, что в данном корпусе работают лица, основавшие государственную службу.

Однако известные эксперты в сфере управления персоналом вполне уверенно заключают, что старый или опытный кадр не всегда является вполне эффективным. Иногда устоявшиеся взгляды на вещи мешают и развитию новых подходов в решении современных задач.

К примеру, современный мир диктует свои необходимые навыки и компетенции в применении новых технологий в повседневной деятельности. Внедряются разные электронные программы, способствующие ускорению деятельности субъекта и сокращению человеческих и временных ресурсов. Все новое требует от личности способности постоянного развития.

Поэтому целью данной аттестации является не только определение уровня профессиональной подготовки, но и выявление потенциала действующих госслужащих для дальнейшего развития и карьерного продвижения. Лишь одно должно оставаться незыблемым — принципы государственной службы.

На сегодня в регионе подлежат аттестации более 3600 государственных служащих, из которых уже более 3000 прошли второй этап аттестации — тестирование на наличие качеств и компетенций. Необходимо отметить, что программа тестирования для административных государственных служащих разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному профессиональному государственному аппарату. Она состоит из 11 компетенций, разделенных на четыре блока: блок личных качеств госслужащих и три блока компетенций, соответствующих характеристикам профессионального государственного аппарата.

Заключения, выдаваемые аттестуемым по итогам тестирования, влияют на следующий этап аттестации — собеседование. Вопросы в ходе собеседования вытекают как раз из слабых сторон служащего. На сегодня среди государственных служащих, прошедших этап тестирования, 26 процентов показали превосходный результат и 93 процента получили оценку «эффективно».

Но все же конечный результат аттестации зависит от результатов собеседования с аттестуемым. Собеседование проводится в виде интервью аттестационной комиссии с государственным служащим, где последний должен показать способности анализировать и распознавать ситуацию, вырабатывать предложения, грамотно излагать свои мысли. В ходе собеседования выясняется, насколько государственный служащий понимает важность своей работы, суть и роль занимаемой должности, он должен доказать свою полезность в данном госоргане.

Здесь, конечно же, и аттестационная комиссия должна максимально придерживаться объективности в ходе оценки аттестуемого. Комиссия должна быть компетентна и способна различать реальные возможности и заслуги служащего от возможных общих слов и красивых фраз.

Для этого председатели аттестационных комиссий были специально обучены методике проведения собеседования в стенах Академии государственного управления при Президенте РК. Вместе с тем члены аттестационных комиссий обучаются данной методике на местах сотрудниками территориального департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции, а также тренерами регионального центра обучения госслужащих.

Так как аттестационная комиссия правомочна в решении дальнейшей карьерной судьбы определенного государственного служащего, немаловажно обеспечение объективности, прозрачности в принятом решении и исключения предвзятых отношений. Ход собеседования в обязательном порядке должен сопровождаться видеозаписью.

В департаменте создана специальная мобильная группа по рассмотрению возможных жалоб аттестуемых на действия и принимаемые решения аттестационных комиссий. Но и аттестуемые также должны понимать всю важность экзамена и быть самокритичны к себе.

Нурлан ЕРКЕБАЕВ,
заместитель руководителя департамента Агентства РК
по делам государственной службы и противодействию коррупции
по Жамбылской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»