Бремя выбора

 

Колледжи должны готовить востребованных специалистов.

Престиж рабочих специальностей пока не высок

К среднему техническому и профессиональному образованию в Казахстане сейчас особый интерес. Экономическая модернизация требует подготовки квалифицированных кадров среднего звена. Насколько же спрос на рынке труда нашего региона соответствует предложению?

 

Кто куда

По данным центра развития технического и профессионального образования, в 2013 году в 46 колледжах области по 77 специальностям были выпущены 6729 учащихся, в том числе по госзаказу (то есть на бесплатной основе с возможностью получения стипендии) — 3625. Трудоустроены 5167 выпускников, или 76,7 процента. В их число входят также поступившие в вузы или другие колледжи, призванные в армию, находящиеся за пределами Казахстана и в декретном отпуске.

Остаются 1562 выпускника, или 23,3 процента, которые официально не трудоустроены. Часть из них самозанятые, остальные безработные. Из тех, на кого формировался заказ государства, оказались востребованными 2969 специалистов, в основном это выпускники государственных колледжей. Формируется госзаказ на основе потребности в кадрах.

В 2013 — 2014 учебном году самыми актуальными специальностями в списке из 18 пунктов были «Сельское хозяйство», «Эксплуатация транспорта и обслуживание», «Нефтегазовое производство», «Информационные технологии», «Образование», «Химическое производство», «Медицина», «Энергетика».

Хороший спрос на такие направления, как «Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин», «Геодезия и картография», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования», «Токарное дело и металлообработка» и, например, «Хореография».

А вот, скажем, 18 окончивших колледж по специальности «Гигиена и эпидемиология» остаются без работы. Заметные показатели по количеству нетрудоустроенных на сегодня по специальностям «Сварочное дело», «Начальное образование», «Вычислительная техника и программное обеспечение», «Организация питания»), «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог», «Правоведение», «Фермерское хозяйство», «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», «Швейное производство и моделирование», «Учет и аудит». При этом ряд колледжей дублирует непопулярные специальности.

По итогам минувшего учебного года из 6416 выпускников дневных отделений (71 специальность в 48 колледжах) заняты 3144, или 49 процентов. Но эта цифра еще будет корректироваться, так как молодые специалисты продолжают трудоустраиваться. Центр развития технического и профессионального образования поддерживает связь с выпускниками и центрами занятости, работодателями, профильными управлениями, региональной палатой предпринимателей, и в случае появления вакансий молодые специалисты направляются на рабочие места.

— В 2014 — 2015 учебном году потребность в технических и профессиональных кадрах в области составила 5595 человек (3234 места — на технические специальности, 2181 — на рабочие), — говорит руководитель отдела технического и профессионального образования управления образования акимата области Жасулан Атенов. — Из них 4355 (или 77,8 процента) мест выделено на основе государственного заказа.

 

Технари нарасхват

В числе передовых в регионе Жамбылский политехнический колледж.

— Мы ведем подготовку по 20 специальностям. Большинство их них — рабочие и технические, — говорит руководитель учебного заведения Жанар Орынбаева. — На протяжении 60 лет колледж непрерывно готовит специалистов, которые востребованы на рынке труда. Соответственно и кадры у нас устраиваются в среднем до 90 процентов. Мы оказываем услуги по их подготовке в соответствии с запросами предприятий. Создаются новые специальности по заявке работодателей. В этом году, например, открыли специальности «Теплотехническое оборудование и системы теплоснабжения» по заказу ТОО «Казфосфат», «Автоматизация и управление», в прошлом году — «Радиоэлектроника и связь». В областном управлении образования нас поддерживают, и на подготовку специалистов мы получаем госзаказ. Изучаем потребности рынка труда и на основании этого готовим кадры, взаимодействуем с предприятиями-партнерами. Они участвуют в учебном процессе, у них наши ребята проходят практику. Хороший опыт наработан по дуальному обучению.

По словам руководителя, успешнее всех устраиваются выпускники именно технических профилей. А на специальности «Учет и аудит», «Правоведение» набор ведется на платной основе. Обучение стоит 110000 — 120000 тенге в год. И покуда есть спрос, есть и предложение.

— Мы делаем анализ, какие из специальностей более актуальны, а какие, возможно, стоит закрыть, — поясняет директор центра Ултай Нурманалиева. — Уже известно, что нет спроса на юристов и экономистов из колледжей. А вот с высшим образованием они могут занять свою нишу — в нотариальной конторе, адвокатуре. Юристов после колледжа могут взять на делопроизводство, но они туда не хотят идти. А, например, специальность «Менеджмент» более интересна для молодежи, так как после среднего специального учебного заведения многие идут в вуз на грант.

— Во время профориентации в школе нужно говорить о том, что лучше получить по госзаказу нужную профессию с хорошими перспективами, — отмечает Жанар Орынбаева. — Надо объяснять это родителям, чтобы они знали и учитывали потребности рынка труда. Ведь пока что рабочие специальности не получили той оценки, которую заслуживают. Нет понимания, что те из выпускников, кто попадает на крупное, развитое производство, могут рассчитывать на хорошую зарплату и быстрый карьерный рост.

 

Теория и практика

— Спрос на профессиональные кадры есть в нашей компании, но практически нет среднего звена, — говорит начальник участка ТОО «Тараз құрылыс Дизайн» Бейбит Есдаулетов. — Не идет молодежь на стройку. А нам не хватает мастеров, геодезистов, электриков. На сегодня могли бы принять человек пять — шесть. У нас зарплата рабочих около 60000 — 200000 тенге. Конечно, хотелось бы, чтобы приходили хорошо подготовленные специалисты.

Почему этот запрос и подобные ему не находят отклика? Нередко молодого специалиста не устраивают условия труда, заработная плата. Возможно, дело в том, что нет тесного контакта между производством и учреждениями образования.

Эти проблемы должны разрешиться с внедрением дуального обучения, когда учащийся занимается в колледже и проходит практику на производстве, где в дальнейшем будет трудоустроен как уже вполне квалифицированный специалист. В настоящее время элементы дуального обучения действуют в 25 колледжах области по 22 специальностям.

Для координации взаимодействия колледжей с промышленными предприятиями, крестьянскими хозяйствами и другими и обеспечения базой для прохождения практики, трудоустройства заключено 1182 договора и меморандума. Для прохождения практики предоставлено 14632 места.

Обращаясь к педагогам на августовской конференции, аким Жамбылской области Карим Кокрекбаев подчеркнул:

— Сегодня на рынке постоянно появляются новые модели бизнеса, для организации и управления им нужны креативные, продвинутые кадры. Так, к примеру, в этом году компанией «Talas Investment Company» открыт завод по производству цианида натрия, начато строительство заводов компаниями «ЕвроХим-Удобрения», «Химический парк «Тараз», поэтому сегодня каждый руководитель колледжа должен быть хорошим менеджером, умеющим реагировать на тенденции развития реального сектора экономики региона и готовить кадры с учетом востребованности той или иной специальности.

Системно решаются вопросы на республиканском уровне. В конце сентября в Астане с участием депутатов Сената Парламента РК прошла научно-практическая конференция «О состоянии и перспективах развития системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан и мерах по его законодательному обеспечению». Принявшая участие в форуме Жанар Орынбаева отметила, что в ходе встречи разработаны рекомендации увеличить объем госзаказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным образованием на 30 процентов, разработать механизм по созданию независимой системы оценки деятельности колледжей на основе рейтингового подхода, увеличить заработную плату преподавателям колледжей, сформировать единую информационную базу рынка труда с целью регулирования госзаказа.

Елена ЛЯЛИНА,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»