Что оставим потомкам?

Далеко не все памятники аулиеатинского периода уцелели.

Город теряет неповторимый облик

Мы все гордимся тем, что Тараз — самый древний город в Казахстане, 2000-летие которого было отмечено при поддержке ЮНЕСКО в 2002 году. С тех пор уже прошло 15 лет. Что за этот период изменилось? 

Отрадно, что центральный колхозный рынок, который стоял на руинах древнего Тараза, был переведен в загородную зону, и на его месте начались полноценные археологические раскопки, развернут музей под открытым небом. По сообщениям СМИ, после раскопок расширились наши представления о городе. Но не все население об этом знает, так как в печати продолжают публиковаться давно известные материалы. А современные историки переписывают общеизвестные факты.

Для возрождения истории города неоценимый вклад внесли журналист, писатель, краевед Бахтияр Абилдаев и сотрудник областного краеведческого музея историк Кузембай Байбосынов, которые смогли доказать на конкретных фактах, что наш город является самым древним городом Казахстана и сыграл большую роль в развитии культуры, науки, торговли. Как известно из доступных материалов, наш город в разные годы носил разные названия: Талас, Тараз, Яны-Тараз, Наманган-коше, Аулие-Ата, Мирзоян, Жамбыл.

Конкретных данных, в каком году появился наш Тараз, нет. Востоковед академик В. Бартольд, ссылаясь на проведенные им в 1893 — 1894 годах археологические раскопки, отмечает, что город возник в І веке до нашей эры. Он был крупным укреплением в регионе и на Шелковом пути. Путешественики писали о нем как о «городе купцов», где процветала торговля и печатались монеты.

Город был известен в Средней Азии и на Востоке как крупный торговый, культурный центр, в котором развивались рукоделие, виноделие, ковались ювелирные изделия из серебра и золота, работали керамические цеха, функционировали мечети и медресе, выросли знаменитые ученые-философы. Он имел связи с Багдадом, Каиром, Дамаском, Шашем (Ташкентом) и другими городами Востока.

Но город постоянно подвергался нашествиям врагов, то и дело разрушался. Очередной раз он был восстановлен в 1774 году ханом Абылаем. Градоначальником хан поставил своего сына султана Адила. Город с этого периода стал называться Аулие-Ата в честь караханида Ша-Махмуда, который после завоевания Тараза отрекся от престола хана и начал усердно проповедовать ислам и лечить больных. После его смерти на его могиле был построен мавзолей, и сюда стали ходить люди, почитая его как святого. Ныне это мавзолей Карахана, хотя правильней было бы называть его мавзолей Ша-Махмуда из династии Караханидов. Мавзолей не раз разрушался завовевателями и снова восстанавливался местным населением.

В 1826 году на строительство города были привлечены переселенцы из Намангана. Часть города, где они жили, сохранилась до сих пор, и одна из улиц носит название Наманганская.

Да, мы гордимся, что живем в таком известном уютном городе. Но что у нас осталось от древного города Аулие-Ата? Что у нас сохранилось с тех прошлых времен? Мавзолеи Карахана, Шамансур-Даутбека, Тектурмас, старая полуразрушенная мечеть, расположенная рядом с мавзолеем Даутбека, древняя баня Юсуп ходжи. Что еще мы можем показать туристам?

Хорошо, что заасфальтировали дорогу к Ақыртасу и к зоне отдыха «Тау самалы» в Бериккаре. Планируется открыть экоаул в Жуалынском районе, организовать кумысолечебницу в Рыскуловском районе… Что еще?

В настоящее время в рамках госпрограммы «Рухани жаңғыру» составляется карта «Сакральные места нашего края», разрабатывается программа «Туған жер», развивается туризм. Наверняка есть планы по этим вопросам, хотя многие жители не осведомлены, что конкретно у нас планируется сделать в ближайшие годы.

Недавно после работы не торопясь прошелся по старому городу. Это квартал улиц Герцена, Пушкина, Бектурганова, Толе би. Из построек прошлых лет остались неразрушенными всего несколько зданий. Это аптека № 1, книжный магазин «Букинист», здания по улице Пушкина, 13 и по улице Бектурганова, 3 и 5. Еше одно заброшенное бесхозное кирпичное здание по улице Пушкина рядом со школой № 1. Все остальные здания (почта, магазин-гастроном и другие) при-шли в негодность или снесены из-за аварийного состояния. На их месте построены неброские на вид здания.

Закралась мысль: неужели у руководителей нашего города и соответствующих организаций нет чувства патриотизма, нет любви и уважения к родному городу? Нельзя ли сохранить хотя бы один квартал города для будущего, отреставрировав старые здания, построенные по особой задумке архитекторов из красных кирпичей, выложить современной каменной брусчаткой дороги улиц, установить лампы-светильники, разбить цветники, тенистые аллеи в этой части города? Как было бы приятно прогуляться по этим улицам туристам, гостям города, да и нам самим! Можно в таком квартале разместить чайхану, кофейню, мастерские по гончарному делу и ювелирным изделиям, ателье, открыть малые гостевые дома, фотосалоны, пекарни по изготовлению тандырных лепешек, самсы и другой продукции восточной кухни.

Сумели же в соседнем Узбекистане жители Самарканда и Навои сохранить часть древного города, куда беспрерывно тянутся многочисленные туристы, принося в городскую казну хорошую прибыль. Часть жителей этих городов заняты обслуживанием туристов, то есть обеспечены работой. Почему мы, таразцы, не можем в своем древнем городе создать хотя бы такой небольшой исторический квартал? Разве для этого нужно ждать указания сверху?

К сожалению, время быстротечно, и уже через 10 — 15 лет здесь не останется ничего, что напоминало бы об историческом прошлом этого квартала. И это досадно…

По нашему мнению, в одном из вузов города необходимо создать центр по изучению истории Тараза — «Таразтану», сотрудники которого могли бы вести исследования по изучению истории города и области, так как многие вопросы все еще остаются неразгаданными, находятся за семью замками. Также недоступными остались библиотеки и архивы соседних стран, где хранятся бесценные материалы о нашем древнем Таразе и о людях, населявших его. Поэтому есть над чем поработать историкам и молодым исследователям.

Как-то странно, что жители Тараза не дорожат историей своего города, где проходит их сознательная жизнь, растут и получают образование их дети и внуки. Непонятно, почему до сих пор нет памятных досок на стенах тех домов, где жили писатели Карим Баялиев, Мейрхан Куанышбаев, Альдихан Калдыбаев, Аргынбай Бекбосын, поэт Жаксылык Сатибеков, режиссер Турар Дуйсебаев и другие известные личности. Для этого ведь не требуется больших средств. При желании это могли бы сделать их родственники и близкие. Просто у чиновников полное безразличие, они привыкли работать по команде.

Мы, таразцы, хотим видеть свой город в лучшем свете: красивым, с современными зданиями, широкими улицами, зелеными аллеями и скверами, приятным ночным освещением.

К сожалению, в настоящее время Тараз не можеть похвастаться своим внешним видом, чистыми улицами и дворами, парками и аллеями, освещением и архитектурой. Строящиеся новые дома непривлекательные, серые. При этом слишком мало пространства между домами, ликвидированы и застроены многие скверы и детские площадки, некоторые здания потеряли первоначальный вид, много к ним пристроек с захватом «красной линии», тротуаров. Город постепенно теряет красивый облик, портится архитектурный ансамбль, вырубаются многолетние деревья, все меньше остается свободного пространства для отдыха людей.

К существующим проблемам год от года прибавляются новые. О некоторых из них мы уже писали в местных средствах массовой информации, но никакого ответа от органов власти не получили. Все остается по-прежнему. Когда и кто трезво посмотрит на эти проблемы?

Конечно, есть над чем подумать строителям-архитекторам и руководителям соответствующих организаций по улучшению архитектурного облика Тараза. Наш город на это имеет право.

Сагындык ОРДАБЕКОВ,
врач-хирург, доктор медицинских наук, профессор,
член Союза журналистов Казахстана

Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»