Десять великих побед

Из глубины веков — к бессмертию казахского народа

Казахи и их предки оставили во всемирной истории ярчайший след, богатое духовное и материальное наследие и множество крупных побед в разных сторонах общественной жизни. Они смело и дерзновенно взошли на самые крутые и высокие вершины человеческой цивилизации. Их деяния достойны самого глубокого уважения и похвалы, пристального внимания и тщательного исследования. Таков вердикт истории. 

Правда, исторический путь народа отмечен не только стремительными взлетами к прогрессу, но и мучительными годами регресса и поражений. Судьба не раз безжалостно толкала казахов в пучину страшных испытаний. Хотя этой участи не избежал никто — такова логика развития истории всех народов. Важно, что казахский народ не надломился от неимоверных тяжестей и превратностей судьбы, не растворился в бездне веков. Кстати, родов, племен и народов, потерпевших полный крах, не счесть.

Казахи и их предки добились великих побед в политике и экономике, в духовной жизни и военных сражениях. Вклад нашего народа в становление мировой цивилизации огромен.

Первая победа

ІІІ — І тысячелетия до нашей эры — это время создания могущественной цивилизации кочевников-тюрков: рождение уникальных атрибутов — коневодства, конного транспорта, конного снаряжения (вплоть до стремян и защитного снаряжения для коня и всадника). Целая «индустрия» находилась в услужении коню.

Конь и всадническая культура дали степнякам великое преимущество — динамизм общественного развития и неизмеримые экономические блага, победу над врагами и необъятные жизненные пространства, новое мышление и особое мировоззрение.

Благодаря наличию богатых залежей руды и угля степняки быстро освоили основы металлургии, а затем добились в данной сфере небывалых высот. В этом деле они были впереди всех народов мира и имели самые превосходные орудия труда и оружие.

Номады достигли небывалого подъема в духовной жизни. Они подарили миру величайшее достижение — звериный стиль в культуре. Его совершенство, уникальность и необычность вызывают восхищение у всех жителей планеты. Шедевры звериного стиля стали эталонами мирового искусства. «Золотой человек» из кургана Иссык и подобные археологические находки из других регионов — это достойный вклад в сокровищницу человечества.

Кочевники выработали особое духовное мировоззрение, выраженное в форме древнего верования, — тенгрианство. По тем временам оно являлось самой масштабной и передовой системой взглядов на природу, явления жизни и мироустройства. Тюрки еще в ІІІ тысячелетии до нашей эры придумали 12-годичный календарь, который не потерял своего значения и в настоящее время. Они уже тогда великолепно ориентировались в пути по звездам, искусно лечили людей и животных, придумали сложные хирургические инструменты.

Одним из признаков богатой духовной жизни кочевников являлась выработка уникальной концепции воспитания молодежи. С тех древних времен до наших дней сохранилась система запретов и предупреждений, облаченная в форму ырыма (рекомендательных советов). Их воспитательные свойства очень ценны и эффективны. Успешно воздействуя многие тысячелетия, они не потеряли своего значения и в наши дни.

Деяния тюрков, вышедших из тьмы каменных веков, оказались невероятно продуктивными, жизнеспособными и одухотворенными. Эта сила духа вывела их к самым ярким творениям, к свободному и высокому полету мыслей, к смелым и неожиданным брызгам фантазии. Они намного опередили свою сложную и тяжкую эпоху и стяжали славу первопроходцев к сияющим вершинам человеческой цивилизации.

Вторая победа

Мощный подъем уровня экономической жизни кочевников незамедлительно дал о себе знать — в І тысячелетии один за другим стали появляться государственные образования саков, уйсуней, канлы, сарматов, гуннов, юечжи, тохаров, динлинов и других. Все они вышли из одного котла кочевой цивилизации и были связаны между собой узами родства, то есть имели общие корни этнического происхождения. Каждый из них внес свой вклад в пестование культуры кочевников. Эти народы оставили свой след в формировании генофонда казахского народа, то есть являются предками казахов.

На территории Казахстана свои государства создали арии, саки, савроматы (сарматы), исседоны, аргиппеи, аримаспы, уйсуни и канлы. Все они просуществовали долгое время, что свидетельствует об успешности и крепости их государственных построений. В древние времена на территории Казахстана свои владения имели племена каспиев, аланов, даев, гиркани. Не зря Каспийское море в те времена называлось Гирканским морем.

Первым поистине масштабным и грандиозным воплощением тюркской государственности явилось создание империи — Азиатской Хуннии, во главе которой встал талантливый правитель и реформатор Модэ (Бактур — по Ф. Хирту, Бохсар — по М. Н. Юхме). Ему удалось объединить под одно начало многие роды, племена и народы. Он выработал новую систему государственного управления страной, благодаря чему хуннская держава просуществовала долго. Модэ создал армию совершенно нового образца, вооруженную эффективными видами оружия. Благодаря этим преобразованиям хунны уверенно взошли на самые высокие вершины военного искусства, их военная стратегия и тактика считались самыми успешными и эффективными.

Третья победа

Одной из ярчайших страниц всемирной истории является создание гуннами, предками казахов, Европейской Гуннии, великой империи древности, простирающейся от Рейна и Галлии до Енисея. У истоков создания этой могущественной державы стоял Баламер, великий правитель гуннов.

Он был талантливой и неординарной личностью — умным политиком, искусным дипломатом и одаренным полководцем. Ему удалось объединить под своим началом многие гуннские и негуннские роды и племена. Затем он добился успеха как военный реформатор Иделя, а затем вполне мирным путем стал правителем этого государства на Волге. Следующие его серьезные политические шаги связаны с сокрушительными победами над неистовыми аланами на Северном Кавказе и над многочисленными войсками готов в Причерноморье. Дальнейшим заметным действием Баламера явился перенос ставки из Поволжья в аул Аскал (будущий Киев). Здесь правитель гуннов умер в зените славы. Он оставил потомкам империю, тянущуюся от Днепра до Сибири.

Правнук Баламера Аттила добился еще более оглушительной славы. Не зря он признан людьми разных веков гениальным правителем, а уже наши современники назвали его Человеком І тысячелетия. Неувядаемую славу ему принесли покорение Византийской и Римской империй, двух могучих столпов древнего мира. Гордые потомки Ромула были вынуждены платить дань гуннам. Такого позора они никогда не испытывали. В 451 году Аттила основательно сокрушил римские войска на Каталаунских полях. В этом сражении с обеих сторон приняло участие около миллиона человек. Не зря данное грандиозное сражение историки назвали «битвой народов». Римляне познали горечь поражения.

На следующий год Аттила вновь вторгся со своими славными войсками на территорию Римской империи. Никто не смог оказать серьезного сопротивления — прославленная армия римлян ранее полегла на Каталаунских полях.

Аттила, прозванный Бичом Божьим, умер в 453 году. Его слава пережила многие века.

Сыновья великого гунна оказались не столь талантливыми правителями, как их отец. Великая Европейская Гунния стала распадаться на более мелкие государства.

Все-таки вскоре надменный Рим был взят. Позорное падение Вечного города — это дело рук сподвижников Аттилы. Вначале власть в Риме захватил Орест, паннониец, затем белый гунн Атакерим (Одоакр — по-европейски), сын первого визиря Аттилы Едиге.

Шло время. Потомки воинственных гуннов вновь оправились от тяжелых ударов судьбы. Прославленный хан Кубрат, дальний потомок Аттилы, создал могущественное государство — Великую Болгарию, а его младший брат Шамбат основал государство Дулоба. Последний считается основателем города Киева (Кый — кличка Шамбата). Данная версия подтверждается записями императора Византии Константина Багрянородного.

Все пятеро сыновей Кубратхана стали славными правителями. Старший Ботбай принял в наследство владения отца в Приазовье, Котраг считается основателем Волжской Болгарии, Аспарух — Дунайской Болгарии, Кубер со своим народом вначале поселился в Паннонии, а затем в Македонии, Альцек обосновался в Италии.

Наследниками гуннов считаются Хазарский и Аварский каганаты, Венгрия — великого правителя Арпада и чуваши — потомки волжских болгар. Все народы этих государств имеют родственную связь с предками казахов. Их история — это летопись и нашего народа.

Четвёртая победа

ІІ век — середина VІ века — это Смутное время тюркской истории. Тюркский мир был взбудоражен начавшимся Великим переселением народов, инициированным гуннами. На территории Казахстана прежние государства стали терять величие, а ярко выраженных новых государственных образований не было — все перемешалось в вихре грандиозного переселения и перемен. На ведущую роль претендовали племенные объединения юебань и теле. Место под солнцем искали огузы и другие племена. Более предпочтительными были позиции уйсуней, из недр которых вышли десять стрел — пять племен дулу (дулат) и пять племен нушеби.

Мощнейший подъем и расцвет тюркской цивилизации наблюдается в период создания целого ряда тюркских государств — Тюркского каганата, Западно-Тюркского и Восточно-Тюркского каганатов, Тюркешского и Карлукского каганатов. Сильные государства создали огузы, кимаки, кипчаки, караханиды, найманы, керейиты, жалаиры. У истоков тюркской государственности стояли такие яркие правители, как Бумын, Естеми, Мукан, Тардуш, Ушелик, Сулу, Кюль Кадыр-хан, Сатук Бограхан и другие.

VI — XII ввека — это период появления сети ярких и самобытных городов. Мировой славы достигли такие города, как Отрар, Испиджаб (Сайрам), Тараз, Яссы (Туркестан) и другие. Пышно расцвел Великий Шелковый путь, а торговля отмечена небывалым подъемом. Широкое развитие получили ремесло, градостроительство, зодчество. Производство монет и денежное обращение были поставлены на широкую ногу. Почет и славу обрели мастера по изготовлению оружия и орудий труда, изу-мительны работы гончаров. Возникла орхоно-енисейская руническая письменность. На огромных территориях Центральной Азии появилось множество каменных стел с письменами тюрков. Наука и образование, культура и искусство тюрков достигли небывалых высот. VI — XII века можно смело назвать периодом тюркского Ренессанса. Силу и мощь тюркской цивилизации признали все народы мира.

Одной из особенностей тюркской общности народов является ее толерантность. Не зря в тот период тюрки испытали влияние многих культур и религий. Они тогда неуемно и упорно вели поиск своих духовных начал и ценностей. Единобожие в тенгрианстве и исламе стало духовной площадкой сближения двух религий. Постепенно ислам занял прочные позиции, а исламская культура широко шагнула в духовную жизнь людей.

Если во времена Баламера и Аттилы тюркская общность в какой-то степени была расплывчата и сильно разбавлена чужеродными этническими элементами, то тюрки VI — XII веков представляли собой более консолидированную общность. Взаимопроникновение и взаимосвязь между тюркскими общинами шли довольно интенсивно; наметились общие линии развития языка, традиций, обычаев и других культурных ценностей. Все это выразилось в становлении самобытной тюркской культуры.

Пятая победа

Одним из крутых поворотов в истории тюркской цивилизации явилось создание Тюркской империи Чингисхана. Такое название закономерно — 80 — 90 процентов его подданных являлись тюрками. Он сам и его предки тоже были тюрками, сильно испытавшими маньчжурское этнокультурное влияние. Мать Чингисхана, его жены и наложницы, невестки тоже были представительницами тюркских племен, он находился в их незримом культурно-языковом и эмоциональном плену.

Бич Божий и Потрясатель Вселенной — это две величины мирового масштаба. Они явились в этот мир, чтобы показать всем силу тюркского оружия, стратегии и тактики, военного мышления. Тюрки тогда были сильны государственной и военной организацией, экономикой, вооружением и другими качествами. Иначе бы им не видать многочисленных побед.

Созданные потомками Чингисхана государства оказались жизнеспособными и сильными. Ими восторгался весь мир, их боялись враги. Четверо сыновей Чингисхана поделили между собой завоеванные земли. Угедею достался трон отца. Сын Джучи Батый создал колоритную Золотую Орду, а потомки Чагатая прибрали к рукам земли Восточного Туркестана, Семиречья и Маверенахра, образовав там этнически пестрый Моголистан. Больше всех удача была на стороне сыновей Толуя. Хубилай воссел на трон в Китае, а Хулагу, сокрушив Багдадский халифат, стал властелином этих земель.

Удача сопутствовала и огузским племенам. Они вначале создали государство сельджуков, а затем Османскую империю. А вот в далеком Египте к власти пришел мамлюк, выходец из кочевой среды — султан Бейбарс. Он многое сделал для подвластного ему народа. Его имя вписано золотыми буквами в историю мамлюков.

Чингисхан, Джучи и Чагатай, Батый и Орда-Ежен — славные столпы казахской истории. С этими именами тесно связаны многие события отечественной истории. Политическая особенность состояла в том, что не Каракорум, столица Чингисхана, а политика Сарай-Бату и Берке-Сарая сыграла огромную роль для будущего казахского народа. Золотая Орда стала повивальной бабкой истории казахов. А вот дерзкую Белую Орду можно смело именовать матерью Казахского ханства. Таков был выбор Фортуны истории.

Абдукадыр Даутбеков, 
академик Академии наук
Чувашской Республики

Окончание следует

 

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»