Энергия мегаполиса

Автор Елена ЕФИМОВА Опубликовано 6 июля 2017. · Нет комментариев · Отправить

Размещенов разделах Актуально, Комментарии, Общество, Подробности, Последние публикации, События

Share This Post

GoogleBloggerMyspaceRSS

В сердце Казахстана культивируются умные технологии

Нынче Астана стала, пожалуй, самым притягательным для туристов местом в Казахстане. Столица обладает всеми качествами для того, чтобы стать одним из 30 лучших городов планеты. В этом мы убедились, ознакомившись с его планами развития, о которых подробно рассказывается в экспозиции национального павильона «Нұр әлем» выставочного комплекса ЭКСПО-2017. 

Сегодня столица превращается в город с развитыми интерактивными цифровыми технологиями. С помощью Интернета здесь формируется так называемый окружающий интеллект. В Генеральный план развития Астаны предполагается вносить изменения каждые пять лет, чтобы можно было гибко реагировать на появляющиеся инновации и обеспечить непрерывное развитие города.

Попав в сферу, аналогов которой нет в мире, мы поднимаемся на лифте под самый купол. Отсюда открывается прекрасная панорама мегаполиса. На самом верхнем этаже гигантского шара представлен целый ряд проектов развития Астаны. Скажу честно, жителей столицы ожидают завидные перспективы.

Например, планируется, что в 2050 году половина общего объема городского энергоснабжения будет обеспечиваться из локальных во-зобновляемых источников. Это актуально в современном мире, ведь города покрывают приблизительно один процент земной поверхности, а потребляют 75 процентов энергии.

В одной из презентаций рассказывается о том, что с помощью новых технологий планируется оптимизировать работу системы уличного освещения. Для этого будет внедрен удаленный мониторинг. Специальное программное обеспечение позволит получать информацию о каждой лампе, что и даст возможность регулировать яркость освещения и, следовательно, снизит эксплуатационные затраты. Такой подход, по оценкам специалистов, должен сэкономить как минимум 50 процентов электроэнергии по сравнению с потребленной на том же инфраструктурном объекте в 2015 году.

С помощью единой карточки жителя Астаны в столице предполагается внедрить интеллектуальный контактный центр, умные платежи и открытый wi-fi в автобусах. К слову, интересная модернизация ожидается в сфере транспортной инфраструктуры. Этому посвящена отдельная презентация. Мобильность будет обеспечиваться сразу за счет нескольких нововведений.

Астана планирует стать мировым лидером в области развития инфраструктуры для велосипедистов. Чтобы добиться этой амбициозной цели, здесь уже создаются соответствующие условия. Один трек мы заметили непосредственно возле выставки, где также оборудована велостоянка, еще одна специализированная дорожка длиной 23 километра появилась в лесном массиве между поселками Косши и Ильинка в границах Астаны. Вот уж где можно свободно покататься с ветерком на свежем воздухе, не опасаясь за безопасность движения! В выставочной презентации декларируется, что велосипедные дорожки в столице будут рассчитаны на 1362,4 километра повседневного передвижения. Кроме того, 322 километра будут обустроены для организации отдыха любителей велосипедного спорта, а 32,6 километра треков — под туристические маршруты по местным достопримечательностям. Еще один интересный факт: к 2030 году будет создано 11 новых пешеходных и велосипедных мостов.

Во всем мире для снижения вредных выбросов в атмосферу жителям городов рекомендуется пересаживаться из личного автотранспорта на общественный. В Астане до конца года количество автобусов вырастет. Общественный транспорт будет рассчитан на перевозку 1,2 миллиона пассажиров в день. Параллельно уже создаются благоприятные условия для передвижения на транспорте людей с дополнительными потребностями, скоро в городе появятся школьные автобусы. Неотъемлемой частью плана модернизации станет электронная система оплаты за проезд, до 2019 года будет действовать интеллектуальная система такси.

И еще один важный момент. В столице решено не отказываться от использования легкорельсового транспорта. Скоростные трамваи будут курсировать на расстоянии более 40 километров: от аэропорта до центра города, а оттуда — до северной части Астаны и назад. По прогнозам аналитиков, это приведет к сокращению вредных выбросов в атмосферу и снизит риски заторов уличного движения.

В сердце Казахстана началась реализация проекта «Умная поликлиника». Об этом рассказывает еще один информационный стенд в национальном павильоне. Главная цель — повысить качество медицинских услуг населению путем автоматизации внутренних и внешних процессов. Пилотный проект уже реализуется на базе четвертой городской поликлиники. Он предполагает онлайн-регистрацию, установку терминалов самообслуживания, а также внедрение информационной системы. Кстати, когда последней услугой воспользовалось более 100 тысяч пациентов, выяснилось, что она экономит 85 процентов времени медицинского персонала!

По программе «Умные школы» запущено 19 из 88 проектов. В этой сфере планируется обеспечить безопасность, удобство и автоматизацию процессов в учебных заведениях с помощью систем видеонаблюдения, контроля за доступом в здания, персональных учетных записей, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, создания электронных библиотек и даже… электронной столовой.

Путешествуя пока еще в виртуальной реальности, посетители сферы узнают, что одной из целей развития столицы является строительство крытого города для зимнего времени года. Он будет представлять собой купол окружностью в два километра, который способен вместить 20 тысяч человек. Внутри будет создан микроклимат, имитирующий лето.

Некоторые проекты кажутся просто фантастичными. Например, астанчане задумали поработать в окрестностях города таким образом, чтобы перенаправить ветра по нужной траектории движения. Силы природы планируется использовать для производства экологически чистой энергии. По замыслу столичные ландшафты будут представлять собой террасные уступы, засаженные деревьями, а на крышах домов появятся сады. Эти проекты позволят экономно использовать энергию, уменьшить эффект городского теплового острова и увеличить зеленые пространства.

В структуру города также заложен так называемый зеленый квартал на площади 360 тысяч квадратных метров. В комплексе будут находиться 15 зданий, объединенных озелененным стилобатом. При возведении коммерческих, жилых и гостиничных строений, а также развивающего детского центра и биокуполов планируется придерживаться международных стандартов экологического энергоэффективного строительства. Дома будут располагаться так, чтобы образовать барьер для преобладающих холодных ветров.

Генеральный план Астаны вообще ориентирован на системное крупномасштабное озеленение. В столице будет расположено девять парков, 90 городских садов, появятся четыре бульвара. Большие территории будут отведены под парковые леса. Благодаря новым технологиям приживаемость деревьев, посаженных в городской черте, планируется довести до 92 процентов. Общая площадь зеленого пояса вокруг Астаны в перспективе должна вырасти до 148 квадратных километров. Сейчас в кольце посажено около 80 тысяч гектаров леса, где, кстати, уже обитает разная живность — зайцы, корсаки, косули и птицы. 98,2 процента насаждений массива составляют широколиственные деревья.

Местом отдыха для жителей города станет и ботанический сад. В закрытых павильонах планируется реализовать ряд эстетических проектов: вырастить средиземноморский лес, разбить азиатский ландшафт, сад Земли и Матери, открыть тропическую оранжерею, а также сады Ирана, Испании, Японии, Англии, Франции, Италии, Китая и Египта.

Все эти усилия — ради сохранения и улучшения окружающей среды. Как известно, наша страна включилась в борьбу с изменением климата. Республика приняла на себя международные обязательства, которые регулируются рамочной конвенцией ООН об изменении климата, Киотским протоколом и Парижским соглашением, где говорится, что к 2030 году Казахстан по сравнению с 1999 годом должен сократить выбросы парниковых газов на 15 — 25 процентов. Поэтому целью нашего Правительства является увеличение доли производимой электроэнергии во внутренней генерации к 2030 году до 30 процентов, а к 2050 году — до 50 процентов. Это должно обеспечить 500 тысяч новых рабочих мест в «зеленой» промышленности. Планируется также пустить на переработку до половины образующихся отходов и повысить энергоэффективность в различных сферах экономики на 50 процентов. Для этого, естественно, потребуется принять ряд мер по модернизации всех отраслей народного хозяйства страны.

Астана становится путеводной звездой для других регионов респуб-лики. Очевидно, что областям необходимо перенимать передовой опыт, который генерируется в столице. Авторы инсталляции ненавязчиво подводят посетителей национального павильона к мысли, что планы эволюции населенных пунктов должны рассматривать города или села как живой и развивающийся организм, находящийся в гармонии с природной экосистемой.

Елена ЕФИМОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту