Есть завод, да не тот

Нынче цеха пустуют

Больше половины работников крупного шуского предприятия находятся в вынужденном отпуске

Филиал «Шуский локомотиворемонтный завод» товарищества с ограниченной ответственностью «Камкор Локомотив» до недавнего времени обеспечивал рабочими местами более двух тысяч человек. Сегодня на заводе из-за отсутствия заказов началось сокращение штатов. 

Предприятие было создано в 1929 году, когда строилась Туркестано-Сибирская железная дорога, как оборотное локомотивное депо. Статус тепловозоремонтного завода оно получило в 1998 году. Большой объем поступавших заказов по обслуживанию магистральных, маневровых тепловозов, другой железнодорожной техники позволил заводу крепко встать на ноги и заняться новыми проектами. Только за период с 2003 по 2008 год было модернизировано 54 тепловоза. А с 2010 года проводится техническое обслуживание специального подвижного состава производства компании «PLASSER&THEURER» (Австрия), а также ремонт специального подвижного состава.

В конце 2012 года на Шуском локомотиворемонтном заводе был реализован еще один грандиозный проект, старт которому был дан Главой государства Нурсултаном Назарбаевым во время его визита в нашу область. Тогда в Таразе было подписано рамочное соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и Южно-Китайской корпорацией вагонов и локомотивов CSR по сборке маневровых тепловозов ТЭМ-KZ. В ходе реализации проекта под управлением ТОО «Қамқор Менеджмент» был проведен первый этап подготовки производственных мощностей Шуского локомотиворемонтного завода, 14 специалистов прошли переквалификацию в Цзыяньской локомотивостроительной компании.

Первый маневровый тепловоз казахстанско-китайского производства презентовали Главе государства Нурсултану Назарбаеву в ходе Общенационального телемоста по запуску индустриальных проектов 25 декабря того же года. Тогда было отмечено, что новое производство, мощность которого к 2016 году составит 50 тепловозов в год, позволит удовлетворить спрос на продукцию казахстанских предприятий. С выходом завода на проектную мощность планировалось обеспечить работой 110 человек.

Однако со временем объемы заказов на обслуживание локомотивов неуклонно снижались, поскольку локомотивный парк страны постепенно обновлялся, и устаревшие тепловозы и электровозы планово заменялись на более мощные и современные.

Неудачным получился опыт и по сборке комбайнов «Енисей». Проект не требовал значительных капиталовложений, так как Шуский локомотиворемонтный завод на тот момент (апрель 2011 года) был обеспечен развитой инфраструктурой, квалифицированными кадрами, необходимым оборудованием. Работники предприятия прошли обучение на Красноярском заводе комбайнов, который намеревался обеспечивать шуский завод комплектующими деталями. В 2011 году по предварительной договоренности было намечено произвести сборку 150 комбайнов четвертого класса для уборки труднообмолачиваемых, увлажненных и засоренных хлебов. Планировалась также сборка другой тракторной техники, в том числе коммунальной, в которой наш регион испытывает острую потребность. К сожалению, на деле за все это время собрали лишь 49 комбайнов, и проект постепенно сошел на нет.

В этой связи руководство завода пошло на такую непопулярную меру, как сокращение штатов. Постепенно число работающих снизилось до восьмисот с небольшим человек. А с недавних пор в вынужденные отпуска отправлено еще 534 специалиста низшего и среднего звена. Им предприятие платит 50 процентов зарплаты.

— Я уже несколько месяцев нахожусь в вынужденном отпуске и сейчас пытаюсь прокормить семью случайными заработками. Кроме того, у меня еще и банковский кредит, по которому я ежемесячно выплачиваю 50 тысяч тенге. Скоро выпадет снег, и исчезнет последняя надежда на то, чтобы получить какой-нибудь дополнительный заработок. Банку не объяснишь, что на работе сократили. А когда поправятся дела на заводе, неизвестно, — говорит 35-летний житель города Шу Евгений Кузьмичев, который пока еще числится слесарем локомотиворемонтного завода.

В текущем году на предприятии отремонтировано четыре единицы специального подвижного состава, проводится регулярное техническое обслуживание австрийской путеукладочной техники. Однако на этих работах задействована лишь малая часть всего потенциала локомотиворемонтного завода. Предприятие уже сегодня теряет людей, которые уходят и уносят с собой знания и многолетний опыт.

Руслан ИСКАКОВ

Когда верстался номер

Нам удалось связаться с директором завода Маликом Акжигитовым, который сообщил следующее:

— Несмотря на то что мы занимаемся ремонтом железнодорожной техники, к АО «НК «Қазақстан темір жолы» отношения никакого не имеем. У нас есть свои учредители и акционеры. В настоящий момент пересматриваются кадровые вопросы, и действительно часть наших людей находится в вынужденных отпусках. Однако сокращения пока не предусматриваются.

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»