Еврейский колорит

Обряд зажигания свечей на праздничном столе на Рош-а-Шана проводит старейшина еврейской общины Тараза член АНК области Михаил Бунин.

Особенности традиций древнего народа

«У тебя все по-еврейски!» — иногда упрекают того, кто делает что-то не так, как принято обычно. И в этом есть доля истины, потому что у евреев многое не так: иное летоисчисление — уже отметили 5779 год, языков два — иврит и идиш, пишут справа налево, а книги вообще начинают читать с конца, с последней страницы. 

Мир многообразен и многолик, у каждого народа есть свои обычаи и традиции, однако не каждый знает, что является их источником и с какого момента они берут отсчет. Евреи знают точно: это Тора — свод учений и наставлений, дарованный им на горе Синай в 1312 году до нашей эры и дошедший до наших дней неизменным. Этой Книгой книг древнейший народ руководствуется более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение и воспитание детей, взгляд на историю — все это и многое другое и включает в себя понятие «еврейская традиция», которая, впрочем, также отличается от национальных традиций других народов. Даже праздники, хотя и разнятся по своей сущности, имеют общую основу — про каждый из них сказано в Торе, в каждый читаются молитвы и благословения на свечи, хлеб и вино, подаются присущие дню блюда.

Одно из центральных мест в еврейской традиции, как и у многих других народов, занимают события, отражающие важнейшие этапы жизненного пути: рождение, наречение имени и выкуп младенца, обряд первой стрижки, совершеннолетие, брак и смерть. Мальчикам, к примеру, на восьмой день от роду проводят обряд обрезания — брит-мила, отмечаемый в семье и общине как праздник, символизирующий связь с обычаями своего народа. Рождение же девочки (симхат габат) до недавних пор проходило почти незамеченным, публично нигде не отмечалось, а имя свое она получала в синагоге во время первого после ее рождения чтения Торы, которую читают в понедельник, четверг, субботу или в праздник.

Несколько необычен и еврейский календарь. В его основу положен лунный год, состоящий из 12 лунных месяцев, равных 29 с половиной дням. Поэтому даты праздников подвижные, за исключением одного — субботы. Освящение седьмого дня недели — одна из основ еврейства, ведь согласно Торе «в шесть дней сотворил Бог небо и землю, а в день седьмой почил, отдыхая».

Открывает череду праздников Рош-а-Шана, что в переводе означает «голова года». Поэтому люди желают друг другу быть в голове, а не в хвосте. Наступает он в начале седьмого месяца тишрей (в этом году — 9 — 11 сентября) и символизирует сотворение мира.

В течение последующих 10 дней до Йом Кипура (Дня искупления) Бог решает судьбы людей. Перед ним открыты три книги, где записаны имена праведников, грешников и остальных людей, и от нас зависит, в какую книгу по нашим делам и поступкам нас запишут. Это дни духовного отчета за прошедший год, когда евреи читают молитвы, просят прощения за неправедные поступки, дают обет исправиться и желают хорошей записи на будущий год.

Среди наиболее известных праздников — Песах, олицетворяющий исход из египетского рабства. Для Песаха характерно соблюдение целого ряда ритуалов и обрядов, чтение Торы и поминальной молитвы Изкор. Главное блюдо на столе маца — хлеб горечи, напоминающий о годах перенесенных страданий и лишений.

Среди самых любимых и ярких — праздник сбора урожая и завершения сельскохозяйственных работ Суккот, праздник света Ханука и веселый, безудержный карнавал Пурим, во время которого дозволено все — наряжаться, шуметь, пить вина столько, чтобы не отличить врага от друга.

Есть еще много своеобразных еврейских традиций и обрядов, не потерявших своей актуальности в наши дни. Они оказывают влияние на рассеянный по всему миру народ, впитывают культуру, язык, обычаи и менталитет народов страны проживания. Но хочется отметить, что правило жить вместе, общиной, поддерживая друг друга и возрождая свои культурные и нацио-нальные ценности, помогает евреям сохранять в диаспорах свою национальную индивидуальность. А это важно, поскольку без истории, культуры и традиций не может быть и самого народа.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»