Формируя историческое сознание

Сакральным местам отводится важная роль в воспитании молодежи.

Учёные рассматривают различные подходы в преподавании гуманитарных наук

Как уже сообщала наша газета, в ТарГУ имени М. Х. Дулати состоялся республиканский научно-практический семинар «Роль гуманитарных наук в формировании исторического сознания и создании культа знаний». Сегодня мы предлагаем читателям более подробно ознакомиться с выступлениями участников семинара и их мнениями о внедрении новых методик преподавания гуманитарных наук и истории в частности. 

Заместитель руководителя научно-исследовательского центра развития краеведения «Сакральный Казахстан» Батырхан Жумабаев уверен, что сакральные места играют немаловажную роль в воспитании и развитии подрастающего поколения.

— Интернет, виртуальная жизнь поглощают представителей подрастающего поколения. Не имея национального иммунитета, многие молодые люди подпадают под влияние различных сект, в том числе экстремистских. Поэтому необходимо актуа-лизировать ценности патриотизма. Не навязывать, а мотивировать интерес к Родине, к своей земле, к своей истории, к святым местам, — считает он.

НИЦ «Сакральный Казахстан» создан с целью научно-исследовательской работы по краеведению, просветительской работе в области краеведения, методического обеспечения краеведческой деятельности в республике.

Министерство культуры и спорта РК составляет карту сакральных мест, связанных с историей народа Казахстана. Сформирован экспертный совет с привлечением известных ученых, краеведов и общественных деятелей Казахстана. В регионах действуют рабочие группы по выявлению сакральных объектов с участием местных крае-ведов и ученых. По предложению экспертного совета был сформирован список общенациональных сакральных мест и комплексов Казахстана.

Б. Жумабаев напомнил, что список сакральных объектов разделен на пять блоков: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические памятники и крупные средневековые городские центры; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями.

Доклад доцента Казахстанского инженерно-педагогического университета дружбы народов (Шымкент) Шымырбая Нартбаева «Рухани жаңғыру: взаимосвязь современной исторической науки и истории Казахского ханства» был посвящен основным моментам казахской истории, повлиявшим на сохранение национального кода казахов.

За сотни прошедших лет рушились десятки империй, исчезали сотни языков, тысячи людей погибали в войнах. Однако казахский народ сумел сохранить свой национальный код. В этом деле большую роль сыграли, прежде всего, первые казахские ханы Керей и Жанибек. Созданная система государства, при которой рядом с ханом всегда стояли бии и батыры, была очень эффективной.

— Именно такая система позволяла устанавливать сильную власть и формировала сильное государство. Таким образом, Казахское ханство сохранило национальный код, а потомки смогли пронести его сквозь века, — подчеркнул Ш. Нартбаев.

По его мнению, труды Мухаммеда Хайдара Дулати, «Законы Тауке хана» и деятельность движения «Алаш» внесли неоценимый вклад в сохранение национального кода казахов.

Преподаватель Современного гуманитарно-технического колледжа (Тараз) Людмила Кудлай поделилась опытом по формированию у студентов таких личностно-профессиональных качеств специалиста, как креативность, технологическая мобилизация и кругозор, гуманистическая ориентация, владение современными методами прогностики и управления. В новых условиях развития общества эти качества становятся все более актуальными.

По ее словам, одно из первых мест в нашем образовании должна занимать подготовка учащихся к творческому труду, который является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет ее творческую переработку и генерацию новых идей, а все это возможно только при системном мышлении.

Преподаватели этого колледжа выступают за непрерывную межпредметную связь между гуманитарными дисциплинами и предметами естественнонаучного и технического циклов на основе методов и средств универсальной методологии творчества (методы фантазирования, мозговой штурм, метод Сократа, метод контрольных вопросов, дебаты, ролевые игры и другие). В ходе работы с учащимися проверена эффективность инновационного содержания в процессе преподавания циклов «Исторические и духовные основы казахской культуры», «История
краеведения» и другие.

На занятиях гуманитарного цикла первых, вторых и третьих курсов разработана система усложняющихся творческих заданий для развития системного мышления. И такая работа уже на втором курсе дает положительные результаты.

— Произошла заметная позитивная динамика в отношении таких этических ценностей, как принципиальность и порядочность, наметились изменения в лучшую сторону в части инициативности, квалификации, предприимчивости, трудолюбия, умения контактировать с людьми, — отметила педагог.

По ее словам, в создании положительной мотивации эффективную роль в процессе преподавания гуманитарных дисциплин играет создание малых творческих групп на занятиях, которые формируют положительные эмоции, стремление к интеллектуальной активности.

Значению предмета «История Казахстана» в формировании нацио-нального сознания посвятил доклад заместитель директора по производственной практике Современного гуманитарно-технического колледжа (Тараз) Даулет Смагулов.

— Незнание истории и культуры своего народа приводит к печальным последствиям. Во-первых, это уничтожает преемственность поколений и связь времен. Во-вторых, порождает духовную деградацию и, как следствие, рост преступности среди несовершеннолетних. Страна, имеющая национальную идею и идеологию, в несколько раз сильнее страны, у которой их нет. Как говорится в восточной пословице: «Если не знаешь, куда плыть, то никакой ветер тебе не поможет», — отметил он.

Говоря о значимости исторической национальной идеи и идеологии для будущего страны, Д. Смагулов привел в пример Японию, где в 1966 году был принят документ «Образ идеального японца», в котором говорилось, что японцы смогут принести пользу всему человечеству только в том случае, если они наряду со знанием культур других народов сохранят свои национальные специфические черты и традиции. Главными характеристиками идеального японца были определены трудолюбие, почитание общественных ценностей, патриотизм, почитание национальных символов.

Следуя аналогичному принципу, казахам необходимо развивать в молодом поколении уважительное отношение к культуре, традициям и истории на основе типичных для казахского народа черт (гостеприимство, соучастие, терпение), считает Даулет Смагулов.

В свою очередь заведующая кафедрой «Философия и политология» ТарГУ Дина Кульбаева в докладе «Преобразование гуманитарного образования — основа обновления общественного сознания» подчеркнула, что гуманизация образования подразумевает не только создание условий для развития студента как индивидуальной личности и раскрытие его творческого потенциала, но и формирование у него философского мышления. И этому будут способствовать переведенные на государственный язык в рамках проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» книги выдающихся западных мыслителей мирового значения.

Преподаватель Таразского колледжа железнодорожного транспорта и коммуникаций Ляйля Ералиева перечислила факторы, которые, по ее мнению, необходимо учитывать при формировании национального сознания в XXI веке.

Первый фактор — это вера в политику государства. У Казахстана есть ряд стратегий, способных эту веру подпитывать.

Второй фактор — это такая национальная черта, как гостеприимство.

Третий фактор — степная демократия. Долгое время страна была связующей нитью между Западом и Востоком, через нее проходил Великий Шелковый путь. В силу исторических причин казахи испокон веков с пониманием относились к другой культуре, языку и верованиям.

Четвертый фактор — миролюбие. Несмотря на тяжелые испытания, которые приходились на долю казахского народа, он всегда оставался доброжелательным по отношению к другим народам.

Пятый фактор — любовь к Родине. Благодаря устному творчеству и творчеству многочисленных акынов мы имеем возможность прививать детям любовь к Родине и гордость за свой народ.

Шестой фактор — родной язык. Народ, который смог донести чистоту языка до своих потомков, имеет право называться великим.

Седьмой фактор — оптимизм и вера в светлое будущее.

— Этот фактор является чуть ли не самым важным из всех. Поскольку именно он помог казахскому народу пережить все невзгоды, сохранить, язык, традиции, национальную идентичность и вновь обрести независимость, — считает Ляйля Ералиева.

Темирлан КУСПАЕВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»