Главное достояние

Доброта сердца и чистота помыслов спасают мир

Тысячелетия назад, когда человечество еще не умело противиться стихиям, а лишь училось выживать, наблюдая за окружающим миром, люди поняли два главных принципа жизни — очищение и обновление. 

В природе все, что отмирает, становится удобрением и дает питание для новой жизни. Именно это заставило людей поверить: жизнь кроется не в материальных оболочках, а в чем-то ином. Так, наверное, родилось учение о вечной душе. Так, возможно, наши предки стали праздновать приход весны и дни весеннего равноденствия — Наурыз. Дни, когда из зимнего угасания и спячки пробуждается все вокруг.

Ценность Наурыза в том, что он, как многие другие праздники, не превратился в очередной повод для застолья, а сохранил свой глубинный смысл.

Подготовка к Наурызу начинается с генеральной уборки. Весь мусор, что завалялся под снегом, все, что скопилось в жилище в морозы, тщательно вычищается. Сама жизнь позаботится о том, чтобы на освобожденном месте появилось что-то новое: имущество, растительность или отношения. Поэтому перед Наурызом принято приводить в порядок и свою душу: помириться с теми, с кем был в ссоре, самому простить обидчиков и постараться заслужить прощение обиженных, отдать долги и выполнить обещания. То есть обязательно нужно избавиться от всего плохого, потому что, согласно поверью, с первыми лучами солнца в день весеннего равноденствия начинает прорастать и приумножаться то, что к этому моменту у вас есть, — и добро, и зло.

Еще одна примета Наурыза — благотворительность. Она имеет особенный моральный оттенок и тесно перекликается с казахским обычаем асар. Асаром жители одного аула собираются, чтобы безвозмездно помочь соседям в каких-то работах, которые не под силу одной семье. А в Наурыз соседи помогают достойно отметить праздник — делятся с малоимущими продуктами и новой одеждой, чтобы радость встречи весны была всеобщей. Ведь щедрый дастархан и достойная одежда на праздник должны обеспечить благополучие на весь год. Поэтому негоже самому быть сытым и одетым рядом с нуждающимися соплеменниками. Благотворительность на Наурыз — отражение традиции единства народа.

Невозможно представить Наурыз без народных гуляний. Сейчас это концерты и спортивные соревнования. А в недалеком прошлом одним из обязательных атрибутов Наурыза были качели алтыбакан, вокруг которых собирались жители аула. Юноши и девушки качались, пели, загадывали желания. Так происходило знакомство и намечались кандидатуры в невесты. Считалось, что любовь, возникшая на Наурыз, будет долговечной, а образовавшиеся семьи — крепкими.

И все начинания, действия в Наурыз следовало закончить особым благословлением — наурыз бата. Его старались получить от почтенных старцев, потому что их слова считались наиболее угодными Богу. А по сути, аксакалы напоминали правила общежития, желая, например, мальчику стать добрым сыном народа, чтить родителей, быть храбрым и работящим, девушке — быть скромной, жизнерадостной, достойно представлять свой род, выйдя замуж, и так далее.

Сегодня многие забытые исконные традиции Наурыза народ старается возродить заново, но не всегда это удается. Например, такая традиция, как Наурыз төл. Төл с казахского переводится как приплод. Ягнят, телят, жеребят, появившихся в дни Наурыза, скотоводы считали особым талисманом для прироста поголовья. Их не дарили и не продавали, а держали для особых жертвоприношений на семейные праздники. Но поскольку письменных источников с описанием этой традиции нет, то в каждой местности придумывают свои ритуалы.

Очень трепетно относились казахи к рожденным в дни Наурыза младенцам. Их считали вестниками счастья и благополучия семьи. Как раньше праздновали рождение детей, сейчас точно неизвестно, но есть попытки восстановить традицию, адресуя семьям с новорожденными специальные поздравительные адреса.

К слову, сам праздник, символизирующий возрождение, стал примером этого возрождения. В 1926 году Наурыз был официально запрещен советской властью. Его возвращение в нашей стране началось в 1991 году, когда Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Наурыз объявили государственным праздником. В сентябре 2009 года Казахстан совместно с Ираном, Азербайджаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Турцией, Индией, Пакистаном, Афганистаном, Ираком, Туркменистаном и Таджикистаном добился включения Наурыза в репрезентативный Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Наурыза.

Разумеется, современная атрибутика праздника существенно отличается от изначальной, но главное — не меняется его содержание. Наурыз по-прежнему несет в себе доброту и чистоту. А это главное, что помогает жить в меняющемся мире.

Индира БОТАШЕВА

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»