Источники доходов

Роза Исаева, руководитель управления финансов акимата области

Финансовые средства — под контролем

Как известно, деньги водятся и множатся в основном у тех, кто умеет ими правильно распоряжаться. В системе государственного управления обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы возложено на Министерство финансов и уполномоченные органы в регионах, финансируемые из местного бюджета. 

О том, какие инструменты используются с целью пополнения казны и эффективного использования бюджетных средств, корреспондент «Знамени труда» попросил рассказать руководителя управления финансов акимата Жамбылской области Розу Исаеву.

— Роза Абдировна, в СМИ прошла информация о том, что Жамбылская область находится в рес-публиканском рейтинге в пятерке лучших по исполнению доходной части бюджета. Наверное, это обстоятельство является хорошим поводом для того, чтобы рассказать, как удалось обеспечить положительный результат, какие меры и инструменты использовались при этом.

— Действительно, по исполнению прогноза за 10 месяцев текущего года наша область находится на четвертом месте по республике. Доходная часть бюджета области с учетом трансфертов исполнена на 102 процента, в том числе собственные доходы — на 109,4 процента. Поступило 206,6 миллиарда тенге, в том числе 45,5 миллиарда — это собственные доходы. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост собственных доходов составил 113,3 процента, или сверх плана обеспечено 5,4 миллиарда тенге. Собственные доходы из года в год растут.

Сбалансированность бюджета зависит от многих факторов, и в первую очередь — от объема бюджетных доходов. А объем этот в свою очередь может быть обеспечен только проведением постоянного мониторинга за поступлением налогов, а также координацией действий всех участников бюджетного процесса.

Одним из координирующих действий по увеличению доходов местных бюджетов является план взаимодействия на 2018 — 2020 годы между органами местного самоуправления, налоговыми и другими органами. План предусматривает в том числе и проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению, выявление земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых по целевому назначению и не освоенных в течение установленного срока. Владельцы таких земельных участков в соответствии с нормами действующего налогового законодательства должны будут оплатить налог по повышенной ставке с перечислением в бюджеты соответствующих районов.

В 2017 году по области выявлено 126 земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых в соответствии с земельным законодательством, общая площадь которых составила 13721,4 гектара, в том числе: по Шускому району — 42, по Байзакскому — 36, по Кордайскому — 11, по Меркенскому — 11 гектаров. По отдельным выявленным нарушениям сданы дополнительные налоговые декларации на сумму около двух миллионов тенге.

В целях улучшения администрирования налога на имущество, земельного и транспортного налогов, административных штрафов и пени в сентябре текущего года внедрена информационная система «Администрирование непроизводственных платежей», которая, по предварительным данным, позволит дополнительно обеспечить увеличение налоговой базы региона в среднем на 500 миллионов тенге.

— Недавно стало известно, что местные бюджеты удастся пополнить также за счет некоторых недропользователей, которые ранее уходили от уплаты налогов, поскольку были зарегистрированы в других регионах…

— Да, работа в этом направлении ведется. В целях увеличения налоговой базы были организованы встречи с 15 недропользователями, осуществляющими деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на территории нашей области, но зарегистрированными в других регионах страны. По итогам проведенных встреч на сегодняшний день три предприятия уже перерегистрировались по местонахождению объекта недропользования, ТОО «Амангельды газ» зарегистрировало свой филиал, два предприятия увеличили численность своих филиалов на 115 человек.

По результатам года проводимые мероприятия позволят обеспечить рост налоговых и неналоговых поступлений по сравнению с прошлым годом не менее чем на 106 процентов с дополнительным поступлением в местные бюджеты около трех миллиардов тенге.

— С начала текущего года сельские округа получили самостоятельность в решении бюджетных вопросов на местном уровне. Оправдывает ли себя эта мера, не создает ли она дополнительные трудности, проблемы?

— По Жамбылской области самостоятельные бюджеты внедрены в 114 из 156 сельских округов, то есть там, где численность населения превышает две тысячи человек.

Самостоятельность в управлении денежными средствами является хорошим стимулом для решения социальных вопросов местного значения. Так, за 10 месяцев 2018 года акимами сельских округов обеспечено поступление собственных доходов в сумме 1,9 миллиарда тенге, или на 128,4 процента от плана, сверх плана поступило 428,3 миллиона тенге. И это еще не предел.

Конечно, этот показатель был достигнут не сразу, ему предшествовала значительная подготовительная работа, сотрудники аппарата акимов сельских округов прошли соответствующее обучение и переподготовку.

Учитывая, что это новое и ответственное дело, сельским акимам и сегодня оказывается постоянная консультационная помощь в режиме реального времени, их деятельность координируется и находится на мониторинге. Нет сомнения в том, что положительная динамика налоговых поступлений и, соответственно, рост объемов финансирования расходов социальной сферы и средств, направляемых на развитие, в конечном итоге будут способствовать повышению благосостояния населения.

— Главой государства Нурсултаном Назарбаевым неоднократно обращалось внимание на необходимость эффективного использования выделенных средств, снижения административных издержек и расходов на содержание госорганов и органов местного самоуправления. Что делается в этом направлении у нас?

— Прежде всего, следует отметить, что в области активно проводится работа по оптимизации как количества подведомственных организаций, так и их штатной численности, анализируются функции с целью исключения их дублирования. Мы стремимся к формированию эффективной структуры госорганов, при необходимости оптимизируя численность государственных служащих. Так, на сегодня 38 подведомственных организаций управления культуры, документации и архивов, а также управления здравоохранения реорганизованы путем их слияния и образования 16 юридических лиц.

Проведена централизация финансовых служб в четырех организациях, в 77 организациях сокращены штатные единицы в количестве свыше 1100 человек, ликвидированы шесть организаций. На сегодня ожидаемая экономия от принятых мер составляет более одного миллиарда тенге. Работа по оптимизации продолжается.

— Помимо обеспечения сбалансированности бюджетной системы ваше ведомство занимается также организацией управления коммунальной собственностью. В чем заключается эта работа?

— Управление финансов акимата области как уполномоченный орган по управлению коммунальной собственностью проводит также мониторинг функционирования и эффективности управления государственными коммунальными предприятиями, акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью, основная доля участия в которых принадлежит государству.

За 2017 год 81 процент предприятий коммунальной собственности завершили деятельность с прибылью, а 19 процентов — с убытком. В основном убыточными являются предприятия управления здравоохранения и управления физкультуры и спорта в связи с начислением амортизации по имеющимся у них на балансе вновь построенным объектам и дорогостоящему оборудованию.

В целях повышения эффективности управления по каждому предприятию установлены индикаторы, закреплены органы управления, руководители организаций предупреждены об ответственности. В связи с чем по результатам 2018 года ожидаем сокращения убытков в два раза, а также сокращения в два раза количества убыточных организаций.

На сегодня одной из задач, вытекающих из поручений Главы государства, является развитие конкурентной среды, проведение работы по снижению организаций с государственной долей участия, развитие субъектов малого и среднего бизнеса.

В этой связи с 2016 года начата масштабная приватизация. Согласно комплексному плану приватизации на 2016 — 2020 годы в перечень организаций, подлежащих передаче в конкурентную среду, вошли и объекты здравоохранения. По Жамбылской области в конкурентную среду или доверительное управление с правом последующего выкупа передано семь объектов здравоохранения.

Обязательным условием продажи указанных объектов было сохранение профиля деятельности организаций, внесение инвестиций в развитие производства, обновление оборудования, улучшение финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также принятие мер экологического и социального характера.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О приватизации» договоры купли-продажи объектов государственной собственности подлежат последующему контролю со стороны уполномоченного органа, в связи с чем создана комиссия по проведению постприватизационного контроля, в состав которой включены представители местных исполнительных органов, департамента юстиции, палаты предпринимателей «Атамекен».

Из семи организаций здравоохранения, переданных в доверительное управление, пять на момент передачи были убыточными, на сегодня они уже показывают прибыль. Только за один год ими вложено инвестиций в общей сумме около 400 миллионов тенге.

Эффект от приватизации наблюдается. По области за три года в конкурентную среду переданы 37 организаций, в том числе 13 организаций — в доверительное управление. Проданы 16 объектов на общую сумму около двух миллиардов тенге. Ликвидированы шесть организаций.

На сегодня среди объектов, подлежащих приватизации, вопросы остаются по двум из них. Это ТОО «Темир жол жылу» и санаторий «Айша-биби». Первый планируется реорганизовать. По второму будет проведен тендер по передаче в доверительное управление с правом последующего выкупа.

Кукен ОРШАБЕКОВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»