Каким быть Таразу?

Немало интересных предложений внесено в проект строительства новых микрорайонов областного центра.

Адресуется совету по градостроительству

Как жителю Тараза мне пришлось по душе сообщение о том, что градостроительный совет решил возглавить лично аким области. В городе действительно накопилось множество проблем, решение которых требует прямого вмешательства главы региона. 

Безусловно, у Тараза есть свои прелести и плюсы. По сравнению с крупными городами республики жизнь у нас размеренная, без суеты, нет пробок на улицах. Но надо признать, нет и развития. Крупные действующие промышленные предприятия можно перечислить по пальцам одной руки. Инфраструктура, транспорт, коммунальное хозяйство — все это вроде бы и имеется, но находится в крайне запущенном состоянии.

Трудно сказать, как выглядел бы город сегодня, не свались на него юбилейные события государственной значимости. В 2002 году широко отмечено 2000-летие Тараза, а в 2015 году у нас же прошли торжества, приуроченные к 550-летию образования Казахского ханства. Понятно, что на подготовку и проведение этих мероприятий из государственной казны были выделены солидные финансовые средства. Помогли чем могли и представители других регионов страны. Благодаря большой подготовительной работе к столь важным празднествам в городе появились новые архитектурные сооружения, улучшился облик наших улиц, площадей, скверов.

Но подобных юбилеев в ближайшее десятилетие, видимо, не предвидится, и ждать помощи неоткуда. А развиваться надо. Негоже нам отставать от соседей и других регионов республики. Конкретные меры в этом направлении, как стало известно, намечены на первом заседании градостроительного совета под председательством Аскара Мырзахметова. Приоритеты в целом выбраны правильные. Тараз действительно нуждается в серьезных качественных преобразованиях, которые бы позиционировали его как современный полис и в то же время как город с богатым историческим наследием.

Каким бы хотели видеть Тараз его жители? На этот счет высказывается множество разно-образных, в том числе интересных, предложений. Перечислю лишь некоторые, наиболее характерные из них.

Прежде всего, люди хотят, чтобы город застраивался по утвержденному Генеральному плану, а не так, как это делалось ранее. Много чего было наворочено у нас в обход существующих норм и правил градостроительства. Последствия этого беспредела — убогие строения, возведенные там и сям с грубым нарушением архитектурно-строительных норм.

Не способствуют улучшению облика города и долгострои, которых немало в центральной части Тараза. Некоторые весьма предприимчивые люди, отхватив земельные участки в престижных районах, не спешат что-либо строить на них. К примеру, в прессе не раз упоминалось о том, что по улице Казыбек би, в непосредственной близости от областного акимата, вот уже почти 10 лет стоит огороженным чей-то земельный надел. Поговаривали, что на этом месте какой-то влиятельный человек планирует построить боулинг-центр. Но и нынче на участке тишина, нет никакого движения. Видимо, что-то помешало осуществлению грандиозного плана, или же владелец собрался продать лакомый кусок земли и теперь ждет подходящего предложения.

То же самое можно сказать и об участке на пересечении улиц Пушкина и Абая (рядом с Домом быта «Куаныш»). Участок огорожен уже не первый год, хотя на этом месте был небольшой уютный скверик, который при разумном подходе мог бы стать отличным местом отдыха для горожан. Но и этот участок оказался в частных руках, и теперь на заборе вывешено объявление о его продаже.

К слову, неосвоенные участки и «бородатые» объекты имеются на многих улицах Тараза. Но ведь существует законодательство, согласно которому неиспользуемый по назначению объект по истечении определенного срока возвращается государству. Видимо, власти Тараза не желают обременять себя этими заботами.

Как, впрочем, и другими. Иначе как можно объяснить, что объекты бизнеса возводятся в городе с грубейшим нарушением строительных норм. Для предприимчивых людей не существует понятия «красная линия». Как будто забыли о ней и проектировщики, с чьей легкой руки сегодня на многих улицах Тараза исчезли тротуары. Территорию, отведенную для пешеходов, теперь занимают автомойки, автозаправочные станции, склады по продаже цемента и других товаров. Проходя по участку, где раньше был тротуар, люди опасаются, как бы их не обдали холодной водой из шланга или цементной пылью.

Что касается пунктов по реализации цемента в жилой зоне, то и об этом наша газета писала неоднократно. В горакимате обещали навести порядок. Но, как всегда, со временем все забылось. Между тем только по проспекту Жамбыла, а это одна из главных улиц города, сегодня функционируют несколько таких объектов. Не реагирует на это безобразие и санитарная служба, хотя риску подвергается здоровье людей, проживающих в непосредственной близости от опасных пунктов.

Член городского общественного совета Ергаш Нургалиев в этой связи выступил с инициативой создать общественную комиссию, которая занималась бы выявлением незаконно захваченной территории. Но, видимо, его не поддержали. И сегодня мы имеем то, что имеем.

Недовольны жители Тараза и тем, что городские власти не уделяют должного внимания микрорайонам и окраинам. Создается впечатление, что центр города и то, что в отдалении от него, — это два полюса. Но ведь так не должно быть. Город — это единый организм, в котором не может быть деления на главное и второстепенное. Микрорайоны тоже надо очищать зимой от снега, а летом поливать водой, чтобы не было пыли. Праздничные мероприятия надо устраивать не только на центральной площади города, но и в других жилых массивах. Это касается и обеспечения общественного порядка, и работы социальных служб, и уборки мусора.

Есть еще одна проблема, волнующая горожан и гостей Тараза. Сейчас время такое — приходится много ездить. Кому-то надо в Алматы, кому-то — в Шымкент. Множество людей ежедневно курсирует между областным центром и районами. Как и на чем они добираются до места назначения, к сожалению, об этом никто не задумывается. А ведь это непростой вопрос. Прежде всего, он касается безопасности людей. Ведь было уже немало случаев, когда пассажиры погибали или получали увечья, оказавшись в попутной автомашине с неопытным водителем.

Ежедневно из Тараза по трем направлениям — алматинскому, каратаускому и шымкентскому — выезжают сотни людей. Общеизвестны основные места их скопления. Это обочина дороги у автовокзала, «пятаки» на сельпо и у торгового комплекса «Жансая». Есть подобные точки и в других городах. Но красит ли это их? Толпы людей, стоящих у обочины дороги с вытянутой рукой, — эта картина наталкивает на грустные размышления. Здесь, словно в узел, завязалось сразу несколько проблем, решение которых зависит от ряда государственных органов — акиматов, управления госдоходов, управления транспорта и полицейской службы.

Раз уж автовокзал не в состоянии организовать движение пассажирского автотранспорта, пусть этим займутся другие. Но займутся на законных основаниях, чтобы с них можно было спросить и за безопасность людей, отправляемых в поездку, и за техническое состояние автотранспорта, и за регулярное поступление налогов в казну. Все это можно организовать. Было бы желание у тех, кто по долгу службы обязан об этом позаботиться.

Что касается работы городского автотранспорта, то она не выдерживает никакой критики. В этой системе надо многое менять, в том числе и в порядке организации тендеров на осуществление перевозок пассажиров. Вопросы безопасности людей нельзя доверять случайным людям.

Жители города хотят ездить в чистых исправных автобусах под управлением профессиональных водителей. Акимат Тараза обещает в скором времени запустить на линию электроавтобусы, и это отрадно. Давно пора обновить парк общественного транспорта, шире использовать в сфере перевозок новые технологии. Думается, и этот насущный вопрос не останется без внимания членов совета по градостроительству.

Отдельный вопрос — это базары. Предыдущие акимы пытались навести в этом деле какой-то порядок. Они даже сделали большое дело — освободили от торговцев территорию, на которой сегодня расположился музей и продолжаются археологические раскопки. Но базарная тема по-прежнему стоит остро, люди, задействованные в торговом бизнесе, хорошо знают об этом. В курсе дел, надо полагать, и городские власти. Тем не менее ситуация не меняется к лучшему. Более того, стихийная торговля отвоевывает у города все новые и новые территории. Все мы знаем, что творится, например, на территории близ автобусной остановки «Чайка». Зрелище, мягко говоря, не из приятных. Подобная же картина на территории четвертого, седьмого, девятого и десятого микрорайонов. Эту ситуацию тоже надо как-то разводить.

Ишь ты, умник выискался, небось, ворчит кто-то сейчас, читая эти строки. Да никто не умничает. Автор лишь пытается донести до властей то, что у всех на устах. Раз Тараз имеет статус города, то и условия проживания в нем должны соответствовать современным стандартам.

А еще жители Тараза хотят, чтобы в городе было побольше мест для отдыха — со скамейками, цветниками, фонтанами, ночным освещением. Они хотят прогуляться по набережной Таласа, пройтись по удобным тротуарам, проехать на велосипеде по велодорожке, сводить детей в местный цирк и зоопарк, а зимой покататься с ними на ледовом поле или горке. Разве они не заслужили этого?

Конечно, стоит задуматься и самим горожанам: а что сделал каждый из нас для родного города? К сожалению, сознательности многим нашим гражданам еще не хватает. Но это, как говорится, уже другая тема.

Кукен ОРШАБЕКОВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту