Ломая стереотипы

Усилен контроль за строительством объектов.

Под лежачий камень вода не течёт

Новые подходы к формированию бюджетной политики, новые критерии в оценке деятельности акимов районов и городов, новые требования к организации работ в строительстве, аграрном секторе… Сегодня, наверное, не осталось ни одной сферы жизнедеятельности нашего региона, которой не коснулись бы преобразования, инициированные акимом области Аскаром Мырзахметовым. 

Прошло уже полгода, как он возглавил наш регион, и уже можно подвести первоначальные итоги, поразмышлять о том, что сделано и что еще предстоит сделать. Для этого представился и соответствующий повод.

Как мы уже сообщали, на состоявшейся недавно сессии областного маслихата Аскар Мырзахметов доложил депутатам о выполнении возложенных на него задач. Доклад акима был построен не в традиционном формате перечисления статистических данных, а на том, что конкретно предпринимается властями с целью улучшения положения дел в области. А потому публикация об этой отчетной встрече была в числе обсуждаемых тем. Людям интересно было узнать, где понапрасну теряются бюджетные средства, как можно ускорить газификацию и водоснабжение населенных пунктов, что предпринимается для возрождения промышленных предприятий, строительной отрасли и сельского хозяйства. Вот и автор этих строк посчитал целесообразным напомнить нашим читателям наиболее важные моменты отчетного доклада.

Во-первых, о деньгах. Они, как известно, любят счет. А деньги государственные — тем более. Памятуя об этом, аким области первым делом начал выяснять, куда и на что направляются бюджетные средства. Выяснял скрупулезно, дотошно. В результате выявилась интересная картина.

В 2013 — 2017 годах, то есть за последние пять лет, на подготовку проектно-сметной документации на 221 объект было предусмотрено 1,4 миллиарда тенге, а конечного результата так и не достигнуто. На сегодняшний день 19 просроченных проектов на сумму 44,2 миллиона тенге признаны не подлежащими реализации. В целом на подготовку и переподготовку проектной документации из бюджета за это время дополнительно было выделено 345 миллионов тенге. Иначе как растратой это не назовешь.

Чтобы повысить эффективность бюджета, облакимат принял специальный регламент, который определяет алгоритм действий по реализации проектов, начиная от стадии выделения земельного участка, подготовки проектно-сметной документации до полного завершения строительных работ.

В настоящее время определяются объемы и целесообразность строительства объектов в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. Также утверждены требования к параметрам строительства объектов с целью оптимизации их стоимости. К примеру, если ранее стоимость возведения фельдшерско-акушерского пункта или врачебной амбулатории составляла в среднем 65 — 90
миллионов тенге, то в результате оптимизации она снижена до 30 — 45 миллионов. То есть финансовые затраты сокращаются вдвое. Названы в докладе и конкретные объекты, первоначальная стоимость которых значительно превышала реальные затраты. Так, в Жуалынском районе проектная стоимость школы на 80 мест первоначально составляла 620 миллионов тенге, после того как все заново пересчитали, выяснилось, что этот объект можно построить и за 290 миллионов без ущерба для его качества. В Кордайском районе проектная стоимость школы на 150 мест снижена с 962 миллионов до 465 миллионов тенге. На строительство канала Радай в Мойынкумском районе первоначально планировалось затратить 960 миллионов тенге, но расчеты показали, что в этом деле можно обойтись суммой в три раза меньше первоначальной. Проектная стоимость спортивно-оздоровительных комплексов сокращена с 227 миллиардов до 115 миллиардов тенге. А стоимость сельского клуба с 200 миллионов тенге снижена до 70 миллионов.

Нетрудно представить, в каком настроении сегодня находятся те, кто уже потирал руки перед предстоящей «отмывкой» бюджетных средств. Но их планам теперь не суждено сбыться. Как говорится, лавочка закрыта.

Сегодня по области предварительно определена стоимость 133 проектов, экономия по которым составила 10 миллиардов тенге. Работа по оптимизации стоимости проектных объектов продолжается. Особое внимание при этом уделяется грамотной подготовке архитектурно-проектного задания. В регламенте закреплены требования, в соответствии с которыми строящийся объект должен находиться в оптимальном месте, недалеко от пунктов подключения к инфраструктуре. Предусмотрены в документе и требования к подрядчику. Так, при выявлении недостатков в его работе (услугах) в первый год тот уплачивает неустойку в размере 20 процентов, во второй год — в размере 15 и в третий год — в размере 10 процентов от стоимости работ (услуг). Также с трех до пяти лет продлен гарантийный срок, в течение которого можно предъявлять претензии к подрядчику.

И еще один момент подчеркнул в докладе глава региона: 14 субъектов бизнеса, пользующихся недрами Жамбылской области, но ранее плативших налоги в казну других регионов, теперь включены в число налогоплательщиков нашей области. В результате местный бюджет будет ежегодно дополнительно получать 150 миллионов тенге.

Справедливости ради следует отметить, что местные власти и ранее предпринимали попытки решить эту проблему. Но довести дело до логического завершения им почему-то не удавалось. Сегодня перед акимами районов и фискальными органами поставлена задача: целенаправленно работать над увеличением доходной части бюджета.

Основу экономики, как известно, составляет промышленность. Пальцев одной руки достаточно, чтобы пересчитать действующие в области предприятия. Остальные же находятся в стагнации. По поручению главы региона осуществлен экономический анализ 628 предприятий, систематизированы проблемные вопросы по каждому из них. В итоге выяснилось, что многие предприятия нуждаются в поддержке государства. Пришлось обратиться в соответствующие министерства и финансовые институты. В национальный холдинг «Байтерек» с целью получения финансовой поддержки сданы документы 34 предприятий на общую сумму 51,3 миллиарда тенге. Ожидается поддержка и со стороны фонда «Даму», который принял на рассмотрение документы 18 предприятий на общую сумму 11,3 миллиарда тенге. Так что подвижки есть и в этом деле.

Задействованы и другие механизмы господдержки. Так, семь инвестиционных проектов на сумму 7,7 миллиарда тенге включены в государственную программу индустриально-инновационного развития.

К тому же на рассмотрение банков предложено 12 проектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день финансирование на сумму 250 миллионов тенге получили предприятия «Рола-ян» и «Рола-7».

Помимо этого, принято решение о создании индустриальной зоны в городе Таразе. Под этот проект выделено 40 гектаров земли. На проведение соответствующей инфраструктуры предусмотрено выделить миллиард тенге.

Банками второго уровня в первом квартале текущего года бизнес-структурам выдано 7,4 миллиарда тенге кредитов, что на один миллиард больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В целом объем финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса по сравнению с прошлым годом возрос на 2 миллиарда 833 миллиона тенге, или на 23 процента. Решен вопрос с задолженностью в 500 миллионов тенге по субсидиям прошлых лет.

Существенные дополнения внесены в работу центра обслуживания предпринимателей. Теперь в нем будут оказывать услуги и представители районных акиматов, ведающие вопросами земельных отношений, сельского хозяйства, предпринимательства. Расширен штат центра по оказанию услуг инвесторам.

Конкретные планы разработаны в областном акимате и по другим направлениям. Правда, на пути их осуществления приходится преодолевать инертность отдельных чиновников, пробуждать сознание ленивых, призывать к ответственности нерадивых. По итогам прошедших шести месяцев в области освобождены от должности 22 работника госструктур, а в отношении 78 сотрудников приняты дисциплинарные меры.

Кукен ОРШАБЕКОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»