Марафон по выставке

Экспозиции изменят сознание людей

В минувшую субботу двери ЭКСПО-2017 распахнулись для широкой публики. В этот день повсеместно проходили церемонии открытия национальных павильонов. Мероприятия вылились в фестиваль дружбы народов и торжество альтернативной энергетики. 

На выставке работали около 200 журналистов из дальнего и ближнего зарубежья, а также республиканских и региональных СМИ.

Чтобы успеть максимально «напитаться» энергией будущего, многие посетители за день пешком преодолевали километров по 30, путешествуя по огромной территории выставочного комплекса.

Одним из первых открылся павильон Туркмении, возле которого выступали национальные творческие коллективы. О том, насколько большое значение страна придает участию в масштабном мероприятии, говорит тот факт, что в церемонии принял участие президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. К слову, в Ашхабаде только что завершился экологический форум Центральной Азии, где обсуждались вопросы устойчивого развития, которые перекликаются с темой выставки.

— Участие Туркменистана открывает широкие возможности и создает хорошие условия для наращивания взаимовыгодного сотрудничества между нашим государством и странами-участницами ЭКСПО-2017. Тема энергии будущего актуальна для всего международного сообщества, — убежден глава государства.

Тема российского сектора выставки — развитие северного морского пути и Арктики, региона с огромными запасами ресурсов, в развитии которого заинтересовано много стран.

— Осваивать его невозможно без современных атомных технологий, — считает генеральный комиссар российской секции Георгий Каламанов. Он показал гостям экспозицию, где продемонстрированы возможности атомного морского флота Российской Федерации. Посетители познакомились с его флагманом — ледоколом имени 50-летия Победы. По морскому пути он водит за собой грузовые суда.

— В 2019 году планируется ввести в строй мобильную атомную электростанцию на 70 мегаватт имени академика Ломоносова. Ее работа рассчитана на 12 лет без дозаправки, потом необходима замена топливных элементов и возможна дальнейшая эксплуатация. Подобные плавучие станции способны обеспечивать электроэнергией города с населением примерно в 20 тысяч человек в зонах вечного холода. Когда мы внедрим в практику реакторы, работающие на быстрых нейтронах, для мобильных АЭС, тогда это будет практически безотходное производство, — сообщил нам президент ЗАО «Русатом — Международная Сеть» Александр Мертен.

Глава компании также рассказал о новом проекте строительства самого мощного в мире ледокола «Лидер», атомный реактор которого будет рассчитан на 120 мегаватт.

— Он сможет разбивать льды толщиной в четыре метра и прокладывать путь шириной 50 метров. Такой ледокол способен работать круглый год, что позволит северному морскому пути функционировать эффективно в интересах многих стран, — подчеркивает Александр Мертен.

В павильоне также шла речь о перспективах развития ядерной медицины, на ее основе производится 40 миллионов процедур ежегодно. Например, изотопы используются для лечения и диагностики онкозаболеваний. Радиационные технологии также позволяют сохранять урожай культурных растений. К слову, казахстанские сторонники развития органического земледелия делают ставку на воздействие маг-нитных, электрических полей и лазера на семена овощей и фруктов, поскольку это позволяет увеличить их всхожесть.

На площадках под открытым небом ЭКСПО-2017 развернулась выставка транспортных средств на электрической тяге. Очень много посетителей интересовалось электромобилями JAC, которые по китайским технологиям AllurGroup планируют серийно выпускать в Костанайской области.

— Их произведено 12 штук. В течение года они тестировались, сейчас стало понятно, как машины будут работать в условиях климата разных регионов Казахстана. Выработаны рекомендации, что нужно доделать в механизмах, что вообще изменить. Половина стоимости машин составляет цена на аккумуляторы. Полная стоимость кара — 28 — 29 тысяч долларов. Китайские специалисты сейчас удешевляют их, совершенствуя зарядные устройства, — рассказала нам Юлия Кронгарт, руководитель стратегического маркетинга и PR AllurGroup.

По оценкам специалистов, главная проблема выхода в серию электрокаров — отсутствие в республике соответствующей инфраструктуры. Как говорит Юлия Кронгарт, сейчас над ее созданием ведется работа в Астане и Алматы. В конце прошлого года в СМИ сообщалось о том, что в первое время планируется установить 100 зарядных станций: 40 — в Алматы, 40 — в Астане, остальные — на трассе между ними. Однако автомобилисты говорят, что этого до сих пор не произошло. Между тем современный мир требует, чтобы условия для электротранспорта создавались уже повсеместно. То, что такие машины будут востребованы, сомнения не вызывает — они экологичны, бесшумны и просты в ремонте. В крайнем случае, конечно, заряжать аккумуляторы можно от бытовой розетки. На это потребуется примерно часов восемь.

Продолжая тему транспорта нельзя обойти молчанием и появление на выставке белорусского электробуса, собранного компанией Белкоммунмаш. Он приводится в движение электродвигателем, питающимся энергией от суперконденсаторов. Система электробуса основана на принципе «быстрый заряд — быстрый разряд». Кратковременная зарядка в течение пяти — семи минут на конечных остановках позволяет машине преодолевать за час 12 километров. «Зеленый» общественный транспорт рассчитан на 90 пассажиров. Срок его службы — 10 лет.

Насытив свое любопытство, казахстанские посетители выставки говорили о том, что для развития дружественного окружающей среде транспорта необходима политическая воля руководителей регионов страны.

Особенностью ЭКСПО-2017 стали экспозиции не столько из материальных вещей, сколько из разного рода видеопроекций и интерактивных панелей. Немного непривычно, но к этому надо быть готовым. Если погружаться в процесс изучения всех предоставленных странами материалов, то в каждом павильоне можно проводить от 30 минут до одного часа. Поэтому, конечно, чтобы осознать все разнообразие подходов и взглядов на возобновляемую энергетику, требуется даже не пара дней, которые предлагают в своих стандартных турах, например, жамбылские турфирмы, а как минимум неделя. Уже сейчас понятно: ЭКСПО-2017 — это глобальное событие, которое, скорее всего, подарит миру новые идеи для развития «зеленых» технологий.

Елена ЕФИМОВА,
 фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту