Мастер либретто

За роли в опере «Айман-Шолпан» Куляш и Канабек Байсеитовы первыми были удостоены звания заслуженных артистов КазССР.

Колоритное творчество драматурга воплотилось в музыке

Мухтар Ауэзов является автором нескольких десятков пьес. А благодаря его переводческому таланту на казахский язык переведены и поставлены пьесы классиков западноевропейской литературы. Кроме того, с творчеством М. Ауэзова начался расцвет оперного и балетного искусства в Казахстане. 

Ввиду того что в республике в 1933 году планировалось создание оперного театра, в Алматы появилась музыкальная студия, где была поставлена первая музыкальная комедия «Айман-Шолпан». Либретто написал Мухтар Ауэзов, взяв за его основу социально-бытовой эпос, построенный на реальных исторических событиях. Премьера постановки состоялась 13 января 1934 года. Роли в ней исполнили Куляш и Канабек Байсеитовы, Курманбек Жандарбеков, Манарбек Ержанов, Шара Жиенкулова и другие.

Интересен тот факт, что Куляш Байсеитова, позже прославившаяся высоким голосом (лирико-колоратурное сопрано) и прозванная «казахским соловьем», на премьере спектакля «Айман-Шолпан» пела низким голосом. За актерское и творческое мастерство в «Айман-Шолпан» Куляш и Канабек Байсеитовы в качестве певцов-солистов первыми получили звание заслуженных артистов Казахской ССР.

Следующее либретто М. Ауэзов написал в 1939 году для оперы «Бекет» на музыку композитора Александра Зильбера-Ручьева. Премьера состоялась в начале 1940 года. В основу либретто положена история о батыре Бекете Серкебаеве, участвовавшем в восстании казахов Младшего жуза под руководством Есета Котибарова. Роль Бекета исполнил народный артист Канабек Байсеитов, главную женскую роль Зере, жены Бекета, — народная артистка СССР Куляш Байсеитова. Однако спектакль особого успеха не имел, так как музыка оказалась заурядной.

Опера ставилась более 20 раз, но с началом Великой Отечественной войны сошла со сцены, и причиной помимо неудачного музыкального оформления стал уход мужчин-певцов на фронт (в опере была 21 сольная мужская партия).

Первым крупным музыкальным произведением, воплотившим образ Абая, стала опера «Абай», созданная композиторами Ахметом Жубановым и Латифом Хамиди. Она была написана к 100-летию со дня рождения великого поэта. Непосредственное участие в ее создании принял сам будущий лауреат Ленинской премии Мухтар Ауэзов. Именно ему и принадлежит либретто, написанное на основе романа «Путь Абая». Опера стала классикой казахского оперного искусства и вошла в золотой фонд казахской национальной музыки. Ее премьера состоялась 24 декабря 1944 года на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Первыми исполнителями были народные артисты СССР Ришат Абдуллин в роли самого Абая, Куляш Байсеитова в роли Ажар, а в роли Айдара выступил народный артист республики Байгали Досымжанов. В 1976 году именно он, лучший исполнитель роли Айдара, поставил новую редакцию оперы «Абай». Использованные в ней песни «Беташар», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Ұзын қайың», «Сегіз аяқ», «Қараңғы түнде», «Көзімнің қарасы» и другие сделали ее воспринимаемой для широкого круга слушателей. Завоевав огромную популярность в народе, опера стала гордостью казахского искусства. Следуя давней традиции, Государственный академический театр оперы и балета каждый свой театральный сезон открывает оперой «Абай».

В 2014 году отмечался 70-летний юбилей первой постановки оперы. 25 сентября 2015 года на сцене театра «Астана Опера» состоялась премьера новой постановки оперы «Абай», приуроченной к 170-летию Абая. Режиссером-постановщиком стал Джанкарло дель Монако (Италия), а дирижером-постановщиком — всемирно известный музыкант Алан Бурибаев, правнук композитора Ахмета Жубанова.

Обновляются постановки, сценические решения, костюмы и декорации, исполнительский состав, но образ Абая, созданный Мухтаром Ауэзовым, по-прежнему продолжает волновать зрителей на оперных сценах.

Героический подвиг Тулегена Тохтарова под Москвой воспевали в своих стихах поэты, слагали патриотические песни композиторы. Оперу «Тулеген Тохтаров» на либретто Мухтара Ауэзова написали композиторы Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди. Существуют две редакции оперы. Вторая была поставлена в марте 1963 года, после улучшения драматической канвы. Она написана в ярко выраженном героико-эпическом жанре.

Легенда о любви Енлик и Кебек, ставшая сюжетом первой пьесы Мухтара Ауэзова, 50 лет прожила на сцене казахского драматического театра и пришла в оперу. Музыка Газизы Жубановой, либретто — поэта Саги Жиенбаева. Премьера оперы состоялась 24 января 1975 года. Роль Енлик исполнила Бибигуль Тулегенова, образ Кебека воплотил на сцене Нариман Каражигитов, роль Есена сыграл Ермек Серкебаев, а бия Кенгирбая — Шора Умбеталиев.

Стоит отметить, что роль Енлик была создана специально для Бибигуль Тулегеновой с учетом ее голосовых возможностей. Она говорила: «Я словно возвратилась в родные Прииртышские степи. Я ведь так же хорошо знаю памятник-мавзолей «Енлик — Кебек» в Чингисских предгорьях, как и пьесу Мухтара Ауэзова, по которой поэт Саги Жиенбаев написал либретто оперы».

Легенда, рожденная на древней земле, нашла свое второе рождение под пером М. Ауэзова, а затем на драматической и оперной сценах.

В 1997 году я написала статью «Сценическая жизнь легенды «Енлик — Кебек», в которой описала историю создания Мухтаром Ауэзовым первой пьесы и одно-именной оперы. Она была опубликована в газете «Талас тынысы». В 1998 году статья была переведена на уйгурский язык и опубликована в республиканской газете «Уйгур авази». Эти две статьи я подарила народной артистке СССР Бибигуль Тулегеновой, которая приезжала в Каратау накануне 10-летия Независимости Республики Казахстан.

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
старший преподаватель ТарГУ,
член Союза журналистов Казахстана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту