Мудрость поколений

В каждом обряде заложен глубокий смысл

Писатель, невестка великого полководца Бауыржана Момышулы Зейнеп Ахметова известна в нашей стране как знаток казахских народных традиций. Она неустанно делится своими знаниями, мудростью и жизненным опытом. 

Зейнеп Ахметову многие признают эталоном настоящей казахской женщины. Хранительница традиций, она строго соблюдает все обычаи и учит этому других. Для жамбылцев предоставилась возможность пообщаться с ней, задать вопросы на прошедшей встрече «Аманат арқалаған жан» в ЦКЗ «Баласағұн». Аудитория собралась разновозрастная: от бабушек и дедушек до студентов. И для них, и для самой Зейнеп Ахметовой эта встреча стала значимым событием.

— Хоть я и часто приезжаю в Жамбылскую область, именно во время нынешней поездки очень волновалась и переживала. Невесткой для священного края Аулие-Ата я стала 50 лет назад. И именно сегодня меня пригласили как личность, устроили официальную встречу. И в этом не моя заслуга, так почитают память великого батыра Бауыржана Момышулы. Порадовалась, увидев обновленный парк «Жеңіс», возложила цветы к памятнику Бауыржана-ата,- говорит Зейнеп Ахметова.

Как сообщил модератор встречи руководитель управления внутренней политики акимата области Берик Курмангали, Зейнеп-апа еще отдельно встретится со студентами Таразского государственного педагогического университета и Таразского инновационно-гуманитарного университета, затем ее ждут в Жуалынском районе.

Общение зрителей с почетной гостьей складывалось легко и непринужденно. Много интересного и поучительного почерпнула из этой встречи молодежь.

 

За благополучие в семье отвечает каждый

— Женщины, которые никогда не были замужем, не имели детей, не получали воспитание свекра и свекрови, сейчас за деньги учат девушек, как построить семейное счастье. Чему они могут научить? Совет — самая дешевая вещь в мире. Его давать очень легко,- вздыхает Зейнеп-апа.

В своей книге «Шуақты күндер» она делится своими воспоминаниями о Бауыржане Момышулы, о своей жизни. В книге представлена связь поколений, отношения свекра и снохи, отца и сына.

— Один мужчина подарил книгу «Шуақты күндер» своей невестке и сказал: стань такой же, как Зейнеп Ахметова. На что она ответила: тогда и свекор должен быть таким, как Бауке, — смеется Зейнеп Ахметова. — Казахи говорят: у совестливого свекра и сноха почтительная. За покой в семье отвечают все в одинаковой степени. Я всем матерям говорю: твою невестку воспитали, вырастили, обучили и тебе в руки отдали уже готовую личность. Ты ровным счетом ничего не сделала. А молодым невесткам говорю: если любишь мужа, уважай и его мать, которая его вырастила. Вот и все. Формула семейного счастья проста: жить во взаимопонимании.

Своей снохе вместо наставлений она старалась показывать на своем примере, что и как надо делать.

— Она видит, как я делаю поклон старшим, и повторяет за мной. Видит, как я по хозяйству что-то делаю, и помогает мне. Вот так постепенно и складывались наши отношения, — рассказывает З. Ахметова.

— Звание невестки великого героя возлагает и ответственность. Меня воспитал сам народ. Наш ата всегда наставлял: будь вместе с народом — не будешь одиноким, ходи по пути народа — не потеряешься. Не льсти, не наговаривай, говори прямо, всегда будь скромным. На этих же принципах выросли внук и два правнука великого батыра,- говорит она.

 

Воспитание передаётся с молоком матери

В книге «Күретамыр» Зейнеп Ахметова подробно описывает обряды, которые проводят во время беременности женщины и после рождения ребенка.

— Становление ребенка как личности начинается уже в утробе. И процесс воспитания начинается с этого периода. Многие обряды уже забыты, многие выполняются неправильно. А ведь в каждом из них заложен глубокий смысл, — говорит Зейнеп-апа. — Первое слово, первые шаги, улыбка малыша — для родителей нет большего счастья, чем видеть все это. И издревле люди старались запечатлеть эти бесценные моменты.

Во время обряда тұсау кесер (разрезание пут) малышу желают, чтобы он никогда не падал и его дорога была ровной. В большинстве случаев честь разрезать пут достается бабушкам.

— Как потом будет ходить ребенок, если путы разрезала немощная бабушка, которая еле передвигается? Нужно выбирать молодого и энергичного человека. Разрезание делают ножницами. Это нехороший знак. Выбирайте нож. Неправильно понимают и смысл черно-белой веревки, когда оворят «ешкімнің ала жібін аттамасын» («чтобы дорогу никому не переходил»). А здесь смысл в другом. В жизни и горе, и радость ходят параллельно. Черно-белую веревку ассоциируют с ними и желают спокойно перенести счастье и невзгоды, — объясняет Зейнеп Ахметова.

 

Надо знать свои корни

— То и дело слышу, как в разных частях страны разгорается скандал из-за ношения платка в школе, — отвечает на очередной вопрос Зейнеп-апа — Казахи никогда не были безбожниками. В народе говорят: без воли Аллаха даже веточка не сломается. Но мы не были фанатиками. Да, я согласна, девушки должны носить платок. Но только после замужества. В 22 года построив семью, я больше никогда не снимала платок. А этих маленьких девочек обмотали сразу несколькими слоями. К тому же черное одеяние казахи носили только в траурные дни. Чужие идеологи нас пытаются убедить в том, что мы прежде всего мусульмане, а потом уже казахи. По их понятиям выходит, что для человека его нация, язык и культура всего лишь пустой звук. Не забывайте свои корни. Поставив религию выше нации, вы не обретете покоя, — говорит Зейнеп-апа.

Диана КАЛМАНБАЕВА,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»