На старте

Уже через пять лет на новый формат обучения могут перейти все школы страны

Вводится новый государственный стандарт

С началом очередного учебного года для 30 казахстанских школ началась новая жизнь по новому образовательному стандарту. Учебные заведения принимают участие в эксперименте по переходу на 12-летнюю модель обучения, успешно реализуемую в большинстве передовых стран мира. В числе апробаторов и две школы нашей области — гимназия № 41 города Тараза и школа-лицей № 1 района Т. Рыскулова. 

Новизна очередной образовательной реформы заключается в цели самообразования. Если раньше детям старались дать определенный объем готовых знаний, то теперь педагог должен создать такую образовательную среду, в которой ученик самостоятельно добывал бы знания в ходе каких-то проектов, исследований, творческих заданий. Изюминкой обновленного содержания образования станет возможность развития у детей функциональной грамотности, то есть практических навыков и умений, причем любых: социальных, психологических, интеллектуальных, коммуникативных.

— Родители высказывают неоднозначные мнения по поводу 12-летнего обучения, — говорит директор гимназии № 41 Жамиля Туребекова. — Думаю, с толку сбивает не совсем удачная формулировка. На самом деле школьники будут выпускаться так же — после 11-го класса. Однако обучение будет длиться двенадцать лет по принципу 1+11. Еще один дополнительный год — это предшкольная подготовка. Ожидается, что уже со следующего учебного года этот стандарт будет внедряться в первых и пятых классах всех школ Казахстана.

Переход на новый образовательный стандарт повлек за собой кардинальные изменения в учебных программах и методиках. Для экспериментальных классов разработаны новые учебники и учебно-методические пособия.

Знания, умения и навыки школьников будут оцениваться по 12-балльной системе, разработанной специалистами Назарбаев Интеллектуальных школ совместно с Академией имени Ы. Алтынсарина и уже успешно зарекомендовавшей себя. У каждого предмета свои критерии.

Особая роль отводится психологу, который будет вести коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. Поэтому он должен владеть необходимыми методиками психодиагностирования, консультирования, коррекции и просвещения.

Выбор на таразскую гимназию № 41 и школу-лицей Рыскуловского района при определении пилотных школ пал не случайно: здесь высокий уровень грамотности педагогов. Все, кто непосредственно будет участвовать в экспериментальном проекте, включая трех завучей и директора, прошли трехмесячные курсы повышения квалификации и обладают необходимыми теоретическими знаниями.

 

Эксперимент по внедрению 12-летнего обучения в стране ведется с 2003 года. Еще в 2011 году в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» Нурсултан Назарбаев указал на то, что к 2020 году отечественное среднее образование полностью перейдет на 12-летнюю модель обучения. «Для этого планируется построить не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же — за счет местных бюджетов», — отметил Президент.

В 76-м шаге Плана нации также говорится о поэтапном внедрении 12-летнего образования, обновлении стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.

 

— Все новые подходы, которые сейчас есть в образовании, мы также тщательно изучали в ходе семинаров, педагогических советов, во время круглых столов. Мы сами проводим много городских, областных семинаров, где распространяем опыт по обновлению содержания образования на основе семи модулей. Кроме того, ведем серьезную работу с родителями, собрания с ними в режиме коучингов. Теперь мы ждем поддержки от государства. Для 30 экспериментальных школ республики должны быть выделены средства за счет местных бюджетов, — говорит Жамиля Туребекова.

Предполагается, что образовательный стандарт будет внедряться поэтапно: в первый год экспериментальным обучением будет охвачена параллель первых классов, со следующего учебного года, если все пойдет по плану, по опыту 30 пилотных школ республики будут обучаться все первоклассники Казахстана.  А  пилотные школы в это время начнут учить по-новому уже вторые классы. Так и пойдет: они будут идти на шаг впереди и вести за собой остальных.

Сначала по новой системе работала 51 школа республики. Сегодня, по данным Министерства образования и науки, в проекте участвуют уже 104 общеобразовательных учреждения, в том числе 45 сельских и 59 городских. Завершить эксперимент чиновники планировали в мае 2015 года, но в январе в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что министерство временно закрывает проект по причине экономии бюджетных средств. Как пояснил тогда глава ведомства Аслан Саринжипов, повсеместное внедрение 12-летки потребует слишком больших бюджетных затрат. Не последнюю роль сыграла критика 12-летнего образования как со стороны простых жителей страны, так и депутатов.

«Полный переход на 12-летнюю модель образования приведет к значительному росту бюджетных расходов, — говорилось в отчете депутатов. — Качество образования при этом сильно не изменится. Кроме того, в Казахстане нет условий для качественного обучения шестилетних детей. В стране есть аварийные школы, многие учебные заведения работают в три смены. Предлагаем полностью отказаться от проекта 12-летней модели образования».

Правда, откладывая на неопределенное время образовательную реформу, главный педагог страны подчеркнул, что совсем забывать о ней не стоит. И вот эксперимент вновь оживили.

Профильное министерство уже провело необходимые работы по документальной и практической подготовке к изменениям. Утверждены основные положения государственного стандарта образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания для каждого из уровней школьного образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с первого по восьмой классы.

В ведомстве уверены, что переход на 12-летнее обучение позволит интегрировать казахстанскую систему образования в мировое образовательное пространство и создаст необходимые условия для вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира.

Расима ГАЙНУЛИНА,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»