Национальная гордость — святыня

Об уважении к нации и народу

В 1943 году легендарный Бауыржан Момышулы вернулся с фронта в Алматы на лечение. По предложению Мухтара Ауэзова председатель президиума Казахского филиала Академии наук СССР, член-корреспондент Академии наук СССР Каныш Сатпаев организовал встречи полковника с научной и творческой интеллигенцией. В течение недели Б. Момышулы читал лекции о психологии человека на войне, которые затем легли в основу книги «Психология войны», впервые выпущенной в 1990 году. 

Сегодня мы публикуем выдержки о патриотизме из той лекции. Думается, и в наши дни мысли полководца о патриотизме, высказанные 75 лет назад, в самый разгар Великой Отечественной войны, актуальны и заставят задуматься молодых людей. Как написал в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям — это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».

В начале лекции Бауыржан Момышулы с присущей его характеру прямотой предупредил слушателей: «Деликатного выступления я вам не обещаю, иногда у меня будут проскальзывать блиндажные обороты речи. Не примите, пожалуйста, это за резкость».

Патриотизм — любовь к Отечеству, государству. Осознание прямой зависимости личного благополучия от общественно-государственной безопасности. Признание своей зависимости от государства, того, что укрепление государства есть укрепление личности. Патриотизм объединяет понятие государства во всех его отношениях с личностью, с ее прошлым, настоящим и будущим. Только любовь к Отечеству может служить моральным оправданием убийства на войне, нравственным основанием военного дела.

Всегда следует избегать толкования патриотизма отвлеченными словами, общими рассуждениями без связи с интересами личности-подданного. По этому вопросу мною в 1941 году написано несколько листов под заголовком «Приговор», которые нашли полное, дословное отражение в произведении Александра Бека, в его первой повести «Панфиловцы на первом рубеже», поэтому считаю возможным ограничиться этим.

Необходимо отметить один из важных элементов патриотизма, неизбежно сопутствующий ему. Это национальный дух или национальный патриотизм — благородная черта и качество личности в нации: любовь к своему народу, с которым личность связана кровным единством и общностью происхождения, территорией, языком, бытом, нравами, психологическими и этнографическими особенностями, сложившимися историческими традициями, имеющими вполне определенные и самостоятельные, отличные от других, качества и особенности. Со всем этим нужно обязательно считаться и знать для того, чтобы направить это чувство в общее русло понятия патриотизма, любви к Отечеству, к нации, используя его как могучее средство воодушевления войск, подъема энергии на большую высоту.

Каждый командир должен проникнуться мыслью о безусловной необходимости повседневной, практической и правильной работы над развитием чувства патриотизма.

…Все народы способны на все великое и прекрасное для воспитания достойного братского отношения и уважения любой нации и любого народа.

Совершенно недопустимо и очень вредно такое ошибочное и невежественное отношение, когда некоторые представители из среднего слоя великой нации думают и относятся к другим нацменьшинствам как к людям «второго сорта». К сожалению, этим самым они оскорбляют в первую очередь и прежде всего великое достоинство своей нации, меняя главенствующее величие высокой идеи на знамени нации на нечистоплотную мелкость шовинизма. Это зло у русских товарищей т. Калинин назвал «русотяпством».

В практической работе всегда следует помнить, что ни в коем случае не следует путать понятия национализм и национальный дух, имея в виду, что первый в своей основе — антагонизм, а второй предполагает любовь и уважение к другим народам через любовь к своему народу.

В некоторых республиках не охраняются основы национальной культуры и языка, что не делает чести их руководителям… Некоторые из них произносят на кладбище своей национальной культуры торжественные речи о «достижениях». Нахальнее этого история не знала и знать не будет.

Одним из нерешенных в литературе вопросов продолжает оставаться национальный вопрос в армии. Приходится сожалеть, что некоторые стараются эти многогранные и щепетильные отношения разрешать почти отпиской, необъективно представляя неким условным знаком целую нацию, ограничиваясь при показе многонационального лица нашей единой армии лишь ударением на акценте и экзотичности фигур.

Необходимо правильно разъяснять в книге понятие о национальном духе (этой благородной черте личности в нации и нации в целом) и о национализме, шовинизме (пороке личности в нации).

Личная, национальная, отечественная гордость, национальные благородные традиции, осознание того, что все народы и все нации способны на великое и прекрасное, что нет национальной традиции, мешающей воевать, а есть национальные традиции, помогающие воевать, — стержень национальной политики в армии. Каждый должен любить свою нацию и через глубокую любовь и гордость за нее познать другие нации, уважать и любить их.

Национальная гордость — нерушимый закон и святыня для личности в нации. Кто не уважает свою нацию и не гордится ею, тот, безусловно, подлец, бродяга. Гордый может уважать только гордого и вполне законно не уважает негордого.

Подготовил Бекет МОМЫНКУЛ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»