Найти выход из лабиринта

Пятничный намаз в мечети - обязательная коллективная молитва мусульман.

Истинные ценности никогда не меняются

В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Елбасы Нурсултан Назарбаев пишет: «Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика». 

Адепты радикальных течений призывают не соблюдать традиционные обряды, отказаться от них. Они якобы за чистую веру, и поэтому, по их мнению, следует исключить этнические, национальные и иные особенности.

Багзат Акжолов, главный имам мечети Әбу Бәкір әс-Сыддық города Тараза считает: прежде чем указывать на неверность суждений радикалов, сначала нужно досконально объяснить людям, как связаны казахские народные традиции и религия.

— Представители нетрадиционных течений, в частности псевдосалафиты, такфиристы, вахаббисты, суруриты, мадхалиты, действительно вводят людей в заблуждение. И чтобы доказать это, обратимся к истории. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, то есть наших предков, в Х веке. Традиционной религией для тюркоязычных народов считается ханафитский мазхаб суннитского толка. Есть четыре большие правовые школы. К примеру, шафитского мазхаба придерживаются народы Кавказа, маликитского — в Африке, ханбалитского — арабские страны. И этому есть свое объяснение. Каждый народ, учитывая свой быт и традиции, принимал тот или иной мазхаб, — говорит Б. Акжолов.

По его словам, на земле казахов за прошедшее тысячелетие национальные традиции и каноны ислама тесно переплелись.

— Мне могут возразить, ведь остались еще обряды зороастризма с древних времен. Но их ничтожно мало, и в быту сейчас почти только единицы их соблюдают. Основная часть казахских традиций не противоречит постулатам ислама, — объясняет имам.

Стоит отметить, что борьба с чуждыми течениями и повышение религиозной грамотности населения являются важными направлениями деятельности Духовного управления мусульман Казахстана.

— Проповеди наши основываются на сурах и аятах священного Курана, хадисах Пророка Мухаммеда (салла-ллаху алейх ва саллам). Обязательно стараемся довести до прихожан толкование ученых, подкрепляем разъяснения казахскими народными пословицами. И прихожане сами понимают, что радикалы навязывают чуждую идеологию, скрытую под маской религии, — говорит Багзат Акжолов. — Радикалы не принимают конституционный строй, законы светских государств, стратегический курс высшего политического руководства.

Доходит до того, что приверженцы псевдоисламских течений внушают новичку, что к врагам надо причислить и родителей, если они не читают намаз. Таким образом, происходит подмена понятий, значимых ценностей, таких как семья, Родина.

— Куран запрещает даже показывать свое недовольство при родителях. Нельзя их ранить ни словом, ни взглядом. Пророк Мухаммед (салла-ллаху алейх ва саллам) говорил: «Рай под ногами матерей». У казахов считается, что без благословения матери и отца дела не пойдут в гору, — приводит доказательства Б. Акжолов.

Как же радикалам все-таки удается настраивать адептов против семьи? По словам теолога, все дело в их буквальном понимании священных книг. В одном из хадисов Пророк Мухаммед (салла-ллаху алейх ва саллам) говорит: «Мусульманина и немусульманина отделяет намаз». И человек неграмотный посчитает: значит, мои родные, не читающие намаз, не мусульмане. Но здесь смысл совсем в другом.

— В этом хадисе отмечается важность намаза для мусульманина, его особое место и роль в исламе. Заметьте, не сказано, что человек, не читающий намаз, становится неверующим, — аргументирует Б. Акжолов.

Кстати, почти за всеми радикальными течениями стоит учение Мухаммеда ибн Абд аль-Вахаба, в свое время натравившего мусульман друг против друга. Его идеология конкретно направлена на подрастающее поколение. По задумке молодежь будет выступать продолжателем этого учения, что рано или поздно должно привести к открытым столкновениям с политической властью светских государств.

— Нетрадиционные религиозные течения представляют реальную угрозу межконфессиональному и межнациональному единству, сформировавшемуся в стране, стабильности нашего общества, — отмечает Багзат Акжолов.

Диана КАЛМАНБАЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»