Налоги и предлоги

Разгрузятся ли очереди в управлении госдоходов?

В век всеобщей цифровизации есть в жизни таразцев явления столь же традиционные, как смена времен года. За зимой обязательно идет весна, а в октябре горожане обязательно толпятся в центре регистрации, приема и обработки информации при городском управлении департамента госдоходов. И так же неожиданно, как снег, ливень или буран для работников ЖКХ, сваливается на горожан финансовая повинность. И начинается столпотворение, как в приснопамятные годы… 

— В соответствии с законом 1 октября заканчивается срок уплаты налогов физическими лицами. Несмотря на то что мы высылаем уведомления, многие тянут с уплатой налогов до крайнего срока, а потом штурмуют наши кассы, — сетует на недисциплинированность таразцев руководитель городского управления госдоходов Кенжегазы Есембеков. — Кроме того, ажиотаж могла вызвать вирусная рассылка по WhatsApp. Мне самому она приходила. Пишут, что те, кто не успел заплатить сборы в бюджет до 1 октября, будут оштрафованы на 20 месячных расчетных показателей. Это около 40 тысяч тенге. Мы разъясняем всем, что законом штрафы не предусмотрены, за просрочку платежей ежедневно начисляется пеня, которая на порядки ниже самого долга. Но нам слабо верят.

Неверие горожан можно понять, если учесть, что многие из тех, кто позвонил в редакцию с жалобами на многочасовые очереди в кассы управления госдоходов, уверяют: никаких извещений не получали. Более того, житель Тараза рассказал, что, оплачивая налог на транспорт еще в апреле, пытался заплатить и налог на имущество, но сотрудники управления тогда ему сказали: «Еще рано, заплатите в октябре». Если руководители управления захотят провести расследование, читатель готов рассказать все подробности дела, однако, по его мнению, в работе фискальной службы имеются элементы неорганизованности. Иначе чем можно объяснить получение им извещения о долгах по транспортному налогу, оплаченному, как здесь уже было сказано, своевременно, еще в апреле?

— Я пришел с квитанциями об уплате налога, чтобы меня вычеркнули из списка должников. Казалось бы, простейшая манипуляция, но я на нее потратил более трех часов, — удивлен наш читатель. — Нельзя ли для таких вопросов выделить отдельное окошко для урегулирования споров, чтобы законопослушным гражданам без долгов не стоять в общей очереди?

— Из-за большого наплыва граждан с просроченными платежами мы не можем выделять окна для отдельных вопросов, — отвечает на вопрос читателя К. Есембеков. — Для того чтобы разгрузить отдел для физических лиц, к имеющимся семи кассам мы открыли еще четыре. Обычно операции для физических и юридических лиц проходят в разных залах. Мы пошли на то, чтобы незанятые сотрудники из касс для организаций принимали налоги от граждан, мы продлили часы приема оплаты до 20.00, но, к сожалению, наплыв людей не уменьшается. А что касается споров, то сейчас в операционном зале постоянно находятся руководитель отдела и мой заместитель. С нетипичными вопросами можно подойти к ним, и они разрешат ситуацию. Кроме того, во всех помещениях расклеены объявления с номером телефона, по которому можно подать жалобу или решить вопрос. Эти звонки напрямую поступают ко мне. Вы же сами в этом убедились.

Действительно, решив проверить, как работают телефоны доверия, мы с коллегой набрали мобильный номер, указанный в объявлении на входной двери операционного зала для юридических лиц. Трубку сразу поднял Кенжегазы Есембеков. Он не знал, что с другой стороны на связи корреспондент газеты. Корректно ответил на вопросы и согласился встретиться лично. Только здесь есть один нюанс. Мы с коллегой не пытались заплатить налоги, не нервничали из-за бесконечной очереди. Поэтому были спокойны, внимательны и сумели разглядеть объявление с номером. Простояв час в душной очереди, вряд ли бы мы додумались искать телефон доверия. И, кстати, каких-то дополнительных работников в операционном зале мы не увидели. Это не значит, что их там не было. И мы, и посетители их просто не заметили, потому что не знали, что они там есть. Ведь налоговики выглядят так же, как среднестатистический гражданин. На них обычные костюмы, у них обычный рост, они не красят волосы в зеленый цвет, дабы отличаться от остальных граждан.

…Пройдя по залу и поговорив с людьми, мы поняли: проблема больших очередей возникает из-за квитанций. Ведь платить налоги граждане научились и в банках, и на почте, и в Интернете. А чтобы узнать сумму начислений имущественного и земельного налогов, посещают фискалов лично. Хотя эта услуга есть в электронном формате. Нужно зайти на сайт Комитета госдоходов, найти строку «Сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов» и ввести свой идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). К сожалению, это не избавляет гражданина от «тесного» общения с налоговиками. Вот и напрашивается вопрос: где цифровой Казахстан, а где таразцы?

Айгуль МАХМУДОВА,

Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»