Налоговая нагрузка

Жамбылские бизнесмены считают, что нововведения лягут на них тяжким брменем

Проект нового законопроекта бизнес встречает в штыки

На рассмотрение Мажилиса Парламента внесен правительственный вариант законопроекта по вопросам налогообложения и таможенного администрирования. В частности, предлагается ввести пятипроцентный налог с продаж и розничный налог со ставкой 5 — 12 процентов, сделать плательщиками НДС даже самый мелкий бизнес. 

Документ вызвал серьезную озабоченность среди бизнесменов. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» уже выступила с обращением к Парламенту, в котором сказано, в частности, что в этой ситуации в самой ближайшей перспективе многие предприятия начнут сворачивать свою деятельность либо возвращаться к «серым схемам».

Новая фискальная политика Правительства стала предметом обсуждения и в палате предпринимателей Жамбылской области. Предста-вители бизнес-сообщества, ассоциаций и неправительственных организаций выражают свое несогласие с инициативами в сфере налогового законодательства.

На встрече эксперт отдела по снижению административных барьеров палаты предпринимателей области Берик Мырзахметов перечислил те положения законопроекта, которые, по его мнению, значительно осложнят жизнь деловых людей. В законопроекте, в частности, предлагается с 2017 года снижение порогового значения для обязательной постановки на регистрационный учет по НДС (с действующего порога 30000 МРП до 3234 МРП) с одновременной отменой добровольной постановки на регистрационный учет по НДС, введение требования по оформлению сопроводительных накладных на импортируемые и перемещаемые по территории РК товары, а также обязательное оформление счетов-фактур в электронном виде, отметил он. Кроме того, с 2017 года предполагается осуществить оптимизацию действующих режимов налогообложения с упразднением специальных налоговых режимов на основе упрощенной декларации для крестьянских или фермерских хозяйств, для производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов. Также предлагается пересмотреть методологию исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземные воды, при этом установление столь высокой ставки приведет к росту налоговой нагрузки и удорожанию стоимости продукции отечественных производителей напитков. Помимо этого, предлагаются изменения в части введения налога с продаж, розничного налога для предприятий розничной торговли и общепита, а также увеличения ставки индивидуального подоходного налога.

По мнению представителей бизнес-сообщества, в результате внедрения данных мер будут усилены государственное регулирование и контроль, при этом у субъектов предпринимательства возрастут издержки и операционные расходы. И без того в настоящее время субъекты предпринимательства сталкиваются с проблемами. Так, рост импортируемой алкогольной продукции из России и планируемый рост поступления алкогольной продукции из Кыргызстана, а также установление требования по минимальной загрузке производственных мощностей создают критическую ситуацию для оте-чественных производителей этило-вого спирта и водочной продукции, что приведет к снижению производства отечественных предприятий и возможному их закрытию.

Кроме того, помимо налоговой нагрузки предприниматели несут и административную нагрузку в части необходимости уплаты ежегодного лицензионного сбора, обязательной установки контрольно-кассовых машин (ККМ) с функцией передачи данных, наличия POS-терминалов.

— Изменения негативно скажутся не только на малом, среднем, но и на крупном бизнесе, который я представляю, — отметила заместитель генерального директора ТОО «Казфосфат» Нурзия Лесбекова. — К примеру, предлагается установление ставки налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды в размере одного МРП за тонну добываемой воды. Получается, если для малого и среднего бизнеса увеличение в 40 раз, то, к примеру, только для Новоджамбулского фосфорного завода — в 942 раза. И если только налог на добычу воды увеличивается на 3,5 миллиарда тенге, то соответственно тонна продукции подорожает на 35 тысяч тенге. А мы ведь сами добываем воду, мы для этого разработали скважины. Наши предприятия имеют, что называется, «длинное плечо», логистики нет, выход к морю очень сложный. И так мы конкурируем с Вьетнамом и Китаем, а тут получается, что нас просто бьют по рукам. В результате у бизнеса не то что возможности инвестирования и развития нет, у нас возможность выживания отнимают. Помимо дополнительной увеличившейся в разы налоговой нагрузки, у нас ведь в других сферах прибавляются расходы — это и дополнительные пенсионные отчисления для вредных условий труда, и обязательное медицинское страхование. Ведь все это в конечном итоге скажется на себестоимости продукции.

Директор ТОО «Триана-Тараз» Антонина Ан высказала свое мнение относительно введения сопроводительных накладных на товары.

— С тем, что нужны эти накладные при импорте, я согласна. Но вот что касается перевозок груза внутри Казахстана — это положение из проекта закона надо вообще исключить. В противном случае какие-то структурные подразделения налоговой службы будут стоять на дорогах, останавливать перевозчиков и выяснять, что за груз они везут и есть ли сопроводительная накладная. И вам надо будет не просто, как раньше, транспортную накладную показать, вы должны будете предъявить сопроводительную накладную, которую предварительно сдали в налоговую. То есть для отправки, к примеру, товара на 20 тысяч тенге грузоперевозками нужно иметь бухгалтера, ККМ с электронной передачей данных, компьютер, кабинет налогоплательщика, за которые же надо еще платить. И все данные надо заранее передать, и только после того как сопроводительная накладная будет принята налоговым органом, можно везти свой товар на 20 тысяч тенге. А при отсутствии этой самой накладной вас ждет и штраф, и конфискация этого имущества, в общем, полный прессинг, — сказала Антонина Ан. — Еще насчет контрольно-кассовых машин с фискальной памятью. Для чего нужна эта машина именно с передачей данных? Чтобы у налоговых органов не было проблем, чтобы эти данные к ним сами поступали, и там они формировали отчеты. Но почему тот орган, который заинтересован в этом, за свой счет не установит их?

Участники встречи отметили, что увеличение налогов ляжет тяжким бременем на добросовестных предпринимателей. Те же, кто работал «в тени», так и будут продолжать зарабатывать. В связи с этим бизнесмены области предложили компетентным органам сначала провести проверки с целью выяснить реальное количество субъектов бизнеса и их настоящие доходы. В случае если добросовестно налоги будут платить все предприниматели, то, возможно, не будет необходимости ужесточать налоговое законодательство.

Также, по мнению участников мероприятия, необходимо провести инвентаризацию всех расходов государственного бюджета, ведь имеют место немало ненужных статей и нецелевых расходов, которые можно сократить. В этом случае, возможно, не придется вносить столь серьезные и неосуществимые для бизнеса изменения в законы.

— В нынешних непростых экономических условиях некоторые поправки по ужесточению законодательства, наверное, и нужны, но к этому следует переходить поэтапно. Если разом все это ввести, то можно вызвать социальное напряжение не только среди бизнесменов, но и в обществе в целом. Не потому, что предприниматели не хотят платить налоги, они сейчас просто не могут себе этого позволить, — считает директор палаты предпринимателей Жамбылской области Карлыгаш Аралбекова.

А что думают по этому поводу «акулы» отечественного крупного бизнеса? На днях свое мнение относительно нового налогового законопроекта высказал известный казахстанский бизнесмен Булат Утемуратов.

— В этом вопросе нужно действовать взвешенно, тем более в кризис, — говорит он. — Из всех озвученных предложений уменьшение предельного размера облагаемого оборота при постановке на учет по НДС — это самое «токсичное» изменение. Его категорически нельзя принимать. Это просто убьет малый и средний бизнес, который и так находится у нас не в лучшей форме. А ведь в малом и среднем бизнесе задействована значительная часть трудоспособного населения Казахстана. Именно развитие этого сегмента — одна из новых задач по реформированию нашей экономики. Кроме того, нужно понимать, что НДС — это косвенный налог, и платит его в конечном счете потребитель. Таким образом, снижение порога по уплате НДС приведет к росту цен на товары и услуги малого и среднего бизнеса. Учитывая тот факт, что в условиях кризиса спрос не повышается, а снижается, это приведет к банкротству многих таких предприятий. Сегодня малый бизнес больше всего страдает из-за девальвации, и дополнительное налоговое бремя только ухудшит его положение. В этой ситуации малый бизнес скорее всего начнет скрывать обороты по реализации, а значит, бюджет станет терять деньги, а не зарабатывать. Сейчас нужно поддерживать и стимулировать предпринимателей, сохраняя преемственность принятых ранее решений по поддержке бизнеса и экономики в целом.

Бизнесмен считает, что увеличение налоговой нагрузки однозначно негативно повлияет на инвестиционный климат страны. Казахстан много лет демонстрировал инвесторам привлекательность своей налоговой платформы. Это был один из основных «продающих» аргументов в диа-логе с потенциальными инвесторами. Сейчас, в период низких цен на нефть, утяжелять налоговую нагрузку недальновидно: это снижает интерес к Казахстану, который мы могли бы потенциально усилить на фоне проблем России и с учетом нашего плана по созданию единого финансового центра с английским правом. Бесконечное «отрезание хвоста по кусочкам» разрушит доверие бизнеса и инвесторов к казахстанскому рынку.

Кукен ОРШАБЕКОВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»