Несломленные

Матвей Ким (четвертый слева) вместе со своей бригадой, 1956 год

Трагические страницы летописи диаспоры

1937 год стал для корейцев бывшего СССР самой трагической главой в летописи жизни этноса. Главой, содержание которой заключается в одном слове — депортация. 

В августе 1937 года вышло постановление «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанное И. Сталиным и В. Молотовым. В преамбуле этого документа было четко обозначено, что депортация корейцев запланирована «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край (ДВК)». Массовое насильственное переселение корейцев началось 21 марта 1937 года. Людей помещали в эшелоны, которые состояли в среднем из 50 товарных вагонов, предназначенных для перевозки грузов и скота. Нарком внутренних дел СССР Ежов 26 октября 1937 года доложил в Кремль, что «выселение корейцев из Дальневосточного края закончено».

В рекордные сроки были сорваны с обжитых мест и вывезены в Казахстан и Узбекистан 36442 семьи — 171781 человек. Так в Казахстане оказалась и семья моего деда по матери Матвея Ивановича Кима (Ким Сон Тюг), которому на тот момент было чуть более двадцати лет.

Следует отметить, что не все корейцы безропотно подчинились бесчеловечному приказу о выселении с родных мест, были и такие, кто пытался сопротивляться, как, например, мой дед. Во время массового выселения он скрылся от энкавэдэшников, а затем в течение нескольких месяцев пробирался через территорию Китая, пытаясь найти место, куда отправили его жену, мою бабушку Ольгу Иннокентьевну Лим, и их малолетних детей, что ему удалось только к концу 1938 года. Это было где-то под Петропавловском. К тому времени умерли двое из троих его детей, а пятилетний старший сын Леонтий был настолько истощен, что никто не верил, что он выживет…

Годы спустя бабушка рассказывала, что, оказавшись в совершенно других климатических условиях, в непривычной среде, растерянные и подавленные, корейцы узнали, что такое настоящее казахское гостеприимство. Местное население, которое само испытывало на себе ужасы насильственной коллективизации, делилось с вынужденными переселенцами своим кровом и последним куском хлеба.

В 1944 году семья деда была переселена в Чуйский район, где обосновались и другие представители корейского народа.

Большинство корейцев в те годы вступили в колхозы и сельскохозяйственные артели. Прирожденные земледельцы, они активно включились в работы по выращиванию различных сельскохозяйственных культур. Матвей Иванович получил специальность водителя-механика и принимал самое деятельное участие в освоении целинных и залежных земель Чуйского района.

Пережитые страдания и испытания, выпавшие на долю дедушки и бабушки, не озлобили их, не ожесточили. Наоборот, они всегда лучились светом огромной любви к своим детям, внукам и правнукам, которых увидели еще при жизни. А еще они отличались каким-то особенным трудолюбием, прекрасно понимая, что надеяться можно только на самих себя и на свой труд.

Четверых детей поставили они на ноги, дав им возможность получить высшее образование и найти свое место в жизни.

Сегодня корейцы Казахстана гармонично влились в единую семью народов нашей страны, активно принимают участие в построении современного и сильного государства. На протяжении ряда лет в Казахстане действует ассоциация корейцев Казахстана, которая уделяет большое внимание культурной деятельности. Есть государственный корейский театр, уже десять лет проводится рес-публиканский конкурс по присуждению премии ассоциации корейцев Казахстана «Ариран» в области культуры и искусства, также утверждено шесть именных стипендий работникам культуры и спорта. Выпускается газета «Корё ильбо», вещает корейское радио.

История корейцев Казахстана — свершившийся факт. Были в ней разные страницы: темные и светлые, печальные и радостные, но каждая ее строчка — это достояние диаспоры и всего единого народа Казахстана.

Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что по-настоящему процесс возрождения корейской диаспоры в Казахстане начался с обретением страной независимости. Об этом он сказал так: «Мы являемся свидетелями феномена, который можно назвать духовным ренессансом корейцев. В Казахстане высоко ценят ваш вклад в развитие экономического и духовного потенциала республики, хорошо знают корейцев — замечательных мастеров труда, деятелей науки, культуры и искусства».

Руслан ХАЙРУЛЛИН,
фото из архива Ризиды Матвеевны Искаковой (Ким)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»