Песня, звучащая сквозь века

800x421_2

Первый казах, принявший участие в выставке EXPO

Выставка «Астана ЭКСПО-2017» и связь поколений — этой теме посвящена серия роликов, вышедшая недавно в эфир республиканских телеканалов. Лучшие казахстанские исполнители Майра Мухамедкызы, Айман Мусаходжаева, Булат Тыныбеков, Зара Есенаман, группы «Ринго», «Нур-Мукасан» и другие поют в них песню «Балқадиша» — ту самую песню, с которой почти 100 лет назад на выставке в Париже прославился казах Амре Кашаубаев. Звучит и голос самого певца. Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан, кавалер ордена «Құрмет» Жаркын Шакерим рассказывает о жизни, парижском успехе и трагедии Амре. 

В июне 1925 года в Семипалатинскую губернскую учебную часть пришла телеграмма: «Просим срочно разузнать и сообщить, согласен ли проживающий по адресу: город Семипалатинск, улица Восточная, квартал № 78 Амре Кашаубаев на участие в этнографическом концерте Всемирной выставки в Париже. Народный комиссар просвещения РСФСР Луначарский».

Сначала семипалатинские чиновники не отпустили Амре: дескать, кто он такой, чтобы по Парижам кататься? Поэтому телеграмма была оставлена без ответа, но следом за ней пришла вторая депеша. В ней просили срочно ответить на предыдущую телеграмму, подчеркивая государственное значение предстоящего концерта в Париже. На этот раз согласие было получено, и в середине июня 1925 года Амре отправляется в путь. В это время в Москве подготовка к участию во Всемирной выставке в Париже шла полным ходом. В делегацию входили украинка Александра Федоровская, узбекская танцовщица Тамара-ханум, певцы Кари Якубов, Шевкет Мамедова из Азербайджана, башкирский кураист Жумабай Есенбаев. Кстати, автором сценария парижского концерта был Владимир Маяковский. И именно благодаря выставке между Маяковским и Амре Кашаубаевым завязалась дружба.

Первый концерт Амре состоялся 20 июля на выставке декоративного искусства, а всего в Париже артисты дали 11 концертов. Амре спел песни «Бесқарагер», «Балқадиша», «Смет», «Дударай», «Ағаш аяқ», «Жалғыз арша», «Үш дос», «Қараторғай», «Қызыл бидай».

Кстати, Казахстан представлял только Амре. Находившийся в то время в Париже Мустафа Шокай очень обрадовался приезду советской делегации. Ведь он был противником Советской власти, но не народа. Мустафа все время находился рядом с делегацией, помогал чем мог. Однажды пригласил членов советской делегации в ресторан, но пришел только Амре. Позднее Шокай подарил ему на память о выставке и этой встрече дорогой костюм. Кто мог знать, чем обернется его внимание для Кашаубаева дома…

После поездки в Париж в жизни Амре Кашаубаева была еще одна выставка, уже в Германии, в 1927 году. Но сразу же после Парижа начались приводы в органы госбезопасности и бесконечные допросы. Простодушный и далекий от политики Амре рассказывал о встречах с Мустафой Шокаем как на духу. Эти преследования, допросы и издевательства, продолжавшиеся девять лет, в конце концов подорвали здоровье Амре. Выдающийся сын казахского народа, певец с уникальным голосом, кумир тысяч казахов Амре Кашаубаев умер в ночь с 5 на 6 ноября 1934 года на 47-м году жизни прямо на одной из улиц Алма-Аты. Есть мнение, что его отравили. Великий певец, обладатель несравненного тенора был похоронен в этом городе.

Смерть Амре оплакивал весь казахский народ. В республиканских газетах в те дни вышло множество некрологов. В «Казахстанской правде» появилась статья Сакена Сейфуллина. «Ушел из жизни певец Амре, удививший своим непревзойденным талантом таких видных деятелей культуры, как Анри Барбюс и Ромен Роллан», — говорилось в ней.

Еще один малоизвестный факт об Амре. В 70-е годы Динмухамед Конаев принял рискованное решение о возведении памятника певцу и выделил на это огромные средства. Памятник высотой семь метров создал скульптор Т. В. Андрющенко. Но не успели мы порадоваться монументу, как он бесследно исчез…

О феноменальном искусстве Амре писали в свое время Ромен Роллан, Анатолий Луначарский, Алкей Маргулан, Сабит Муканов, Мухтар Ауэзов. В газете «Парижская неделя» отмечалось, что «обладатель удивительного голоса Амре Кашаубаев под аккомпанемент национального музыкального инструмента домбра исполнил берущие за душу песни своего народа» (Париж, 1925 год, 24 — 31 июля).

Благодаря Амре мир узнал о казахском народе. Отрадно, что в позапрошлом году в Семее ему все-таки установили памятник.

У Амре были дочери Кулян и Куляш. Супруг Куляш — заслуженный артист Казахской ССР Сейтим Жакыпов — работал ведущим концертных программ Костанайской областной филармонии. Говорят, что потомки певца живут в разных уголках Казахстана. Единственный сын, родившийся после смерти отца, умер рано.

Пришлось проделать большую работу, прежде чем удалось найти запись голоса Амре Кашаубаева. В 1974 году первый секретарь ЦК Компартии Киргизии Турдакун Усубалиев обратился с письмом к Д. А. Конаеву: «Предстоит 50-летие Компартии, в связи с этим просим содействовать выпуску грампластинок выдающихся манасшы Киргизии и известных киргизских исполнителей Саякбая Каралаева, Естемеса Турсыналиева, Уркаша Мамбеталиева, Туганбая Абдиева». В то время студии записи грампластинок в Средней Азии были только в Алма-Ате и Ташкенте. И по заданию Министерства культуры Казахской ССР директор Алма-Атинской студии грамзаписи Сеилхан Кусаинов вызвал меня и поручил заняться этим делом. Я, молодой и полный сил, сразу же поехал в Киргизию. Около полугода жил в Бишкеке. В фонде Киргизского радио набралось немало произведений для выпуска большой грампластинки. Остальное планировали взять в Москве. Таким образом, я искал голоса манасшы в отделе фоно-, фотодокументов и записей киргизского фонда Центрального государственного архива в Москве. Там попалась мне на глаза запылившаяся коричневая книга, на которой было написано имя Амре, названия исполненных им песен, а также номер записи на фонограф.

Часть записей на ленте стерлась. По поручению тогдашнего министра культуры Казахской ССР Жексенбека Еркимбекова их восстановили и выпустили грампластинку с песнями Амре.

В ноябре прошлого года мне позвонил бывший в то время министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед и сказал: «Жаке, вчера смотрел «Телқоңыр» (программа национального телеканала «Казахстан». — М.А). Там Вы сказали, что записи Жусупбека Елебекова 1935 — 1940-х годов хранятся в Москве. Надо поехать и привезти их». Два месяца мы с магистрантом Национальной академии искусств Рустемом Нуркеновым рылись в архивах Москвы и Санкт-Петербурга и нашли то, что искали, — свыше 200 записей казахских деятелей искусств. Среди них впервые услышанное нами толгау Жамбыла Жабаева в его собственном исполнении, записанное в 30-е годы прошлого столетия. Есть грампластинки Кенена Азербаева, Калки Жапсарбаева, Кайыпа Айнабекова, Маясара Жапакова… В этом списке и Амре Кашаубаев с песнями, исполненными на Парижской всемирной выставке. Я считаю, это бесценная для казахской культуры находка.

Привезенные из Москвы аудиопамятники записаны в основном в 30-е и 50-е годы. Точнее, это песни в исполнении наших певцов Кали Байжанова, Манарбека Ержанова, Гарифоллы Курмангалиева, Жусипбека Елебекова, Куляш Байсеитовой, Ришата Абдуллина, Жамал Омаровой, Розы Баглановой, Шахмета Кусаинова, кюи в исполнении Жаппаса Каламбаева, Кали Жантилеуова, Абикена Хасенова, Шанака Ауганбаева, голоса Мухтара Ауэзова и Ахмета Жубанова, Газизы Жубановой в ранние годы. Мы также сделали компьютерную реставрацию исполненных в Париже Амре Кашаубаевым песен «Ағаш аяқ» и «Балқадиша».

В архивах Москвы и Санкт-Петербурга было проверено все, но могут сохраниться записи в зарубежных архивах. Я знаю, что двое ученых университета Сорбонны — доктор Шрамек и профессор Перно — записали голос Амре в Париже на фонографический аппарат. Эти записи могут находиться в архивах университета.

Я хочу выразить признание организаторам выставки «Астана ЭКСПО-2017» за то, что вспомнили великого Амре и дали возможность казахстанцам еще раз насладиться его голосом. Было бы здорово, если бы на предстоящей международной выставке Expo-2017 в Астане зазвучали исполненные почти 90 лет назад в Париже песни Амре!

Записал Максат АДИЛЬХАНОВ

Один комментарий к статье Песня, звучащая сквозь века

  1. Анар 17 мая 2017 в 22:30

    Очень интересная статья. Это наша история, которая остается на века. Отрадно, что аудио памятники были хотя бы частично найдены. У меня вопрос. Существует ли сборник песен в исполнении наших выдающихся личностей музыкальной культуры на современных электронных носителях ? Если да, то где можно приобрести их или заказать доставку?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»