Послания номадов

650x450_kartinka_dlya_sayta1

Роль древнетюркской культуры в формировании Казахского ханства

Тюркская культура — одна из самых богатых и древних культур мировой цивилизации. Сегодня происходят процессы переосмысливания исторического и духовного наследия тюркских народов, по-новому освещаются исторические источники, анализируются шедевры материальной и духовной культуры тюрков на всем протяжении общей истории. 

Роль древнетюркской письменности и культуры в становлении Казахского ханства обсуждалась на республиканской научно-практической конференции. Организатором мероприятия выступил республиканский координационно-методический центр развития языков имени Ш. Шаяхметова при Комитете по развитию языков и общественно-политической работы Министерства культуры и спорта РК. В работе конференции, приуроченной к 550-летию Казахского ханства, приняли участие представители Министерства культуры и спорта РК, ученые-тюркологи Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана, представители интеллигенции.

— Около 50 лет назад можно было отметить 500-летие Казахского ханства. Именно с таким предложением группа казахстанских ученых обратилась к бывшему правительству тогда еще Казахской ССР. В ответ на свою инициативу они получили отказ, в котором делалась ссылка на более важное на тот момент мероприятие — 50-летие Октябрьской революции. Лишь спустя десятки лет у нас появилась возможность отметить это важное событие, — говорит член-корреспондент Национальной академии наук РК, доктор исторических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби Берекет Карибаев.

Представляя тему «Новый взгляд на формирование Казахского ханства», историк выделяет три периода формирования Казахского ханства: с осени 1457-го по весну 1458 года, когда ханом был избран Керей; с весны 1458 года по 1462 год, когда к обосновавшимся в Могулистане Жанибеку и Керею переходят многие недовольные правлением хана Абулхаира улусы; 1462 — 1470 годы, когда после смерти Есенбуга хана к власти приходит его наследник Досмухаммед хан.

— Неопытность 17-летнего хана и его дурной нрав привели к междоусобным распрям в Восточном Туркестане. Данный период стал решающим в политическом усилении молодого ханства, — считает Берекет Карибаев. — В это время к казахам примыкало все больше людей, их численность росла, параллельно расширялся район их кочевий. Благодаря их откочевке сформировалось современное название казахской народности, с конца XV века термин «қазақ» приобретает политический характер, употребляясь для обозначения отдельных феодальных владений, созданных Кереем и Жанибеком, а с начала XVI века, после откочевки части племен с современной территории Казахстана во главе с Шайбани ханом в Мавераннахр, термин «қазақ» начинает приобретать этнический характер, — делает выводы ученый.

Орхоно-енисейская письменность стала темой исследования доктора филологических наук, профессора Национальной академии наук Кыргызской Республики Ибраима Абдувалиева.

— Будучи письменным, орхоно-енисейский язык стал следующим этапом развития устного тюркского праязыка, выделившегося в свою очередь из алтайского. Для записи языка древние тюрки использовали древнетюркское руническое письмо, которое было дешифровано датским лингвистом Вильгельмом Томсеном в 1893 году и впервые прочитано русским тюркологом Василием Радловым в 1894 году. Орхоно-енисейский язык был литературным языком Тюркского каганата и имел хорошо стандартизованную систему образно-стилистических средств, опираясь исключительно на тюркскую лексику. Но массовые миграции тюркских племен на юг и восток, дивергентное развитие (многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий) древнетюркской речи, период феодальной раздробленности и контакты с иноязычными народами — персами, китайцами, арабами, монголами — привели к постепенному упадку единого литературного языка, — считает ученый.

О языке стало известно благодаря семи группам орхоно-енисейских памятников: ленско-прибайкальская, енисейская, монгольская, алтайская, восточно-туркестанская, среднеазиатская, восточно-европейская.

О существовании Азербайджана и Казахстана в системе общетюркской культуры рассказал доктор института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана Тахир Шахбозов.

— Казахи и азербайджанцы поддерживают дружеские отношения со времен атабеков и хорезмшахов. Страны соединял и Великий Шелковый путь. Азербайджанский ученый XV века Абд Ар-Рашид Ал-Бакуви в своем географическом сочинении «Китаб Тахлис ал-Асар Ва Аджаиб Ал-Малик Ал-Кахлар» о Таразе пишет: «Тараз — это город в отдаленнейшей части области аш-Шаш, примыкающей к Туркестану. Это граница ислама. Он имеет плодородную землю, хорошую воду, прекрасный воздух и чем-то напоминает райский сад. У его жителей очень красивые лица — как у мужчин, так и у женщин», — цитирует Т. Шахбозов.

Исторически азербайджанский и казахский народы объединяли не только дороги, торговые и экономические связи. Духовное единство — общий язык, единая религия, схожая судьба и история являются главным фактором сближения этих народов. Ничего не изменилось и в сегодняшнем современном мире, уверен ученый. После обретения государственной независимости всесторонние отношения между двумя странами укрепляются изо дня в день.

О современных находках тюркской письменности (тюрк битиг) в Центральной Азии рассказал ведущий научный сотрудник института востоковедения имени Р. Б. Сулейменова кандидат филологических наук Напил Базылхан.

— Хочу заметить, что справедливым было бы древнетюркскую самобытную письменность называть не руническим письмом, как это принято сегодня, а тюрк битиг, как это пишется в самих оригинальных древнетюркских текстах. Например, bitig biti — писать; в древне- и среднетюркском языке bitig —
битиг означает письмена, надпись, почерк, книга; bitigci — писец, писарь; bitigtas — битикташ, или стела с надписями; beŋgutas — бенгуташ, или вечный камень, означающий символическое название стелы с надписями; tike bertim переводится как «вечный камень установил» (в енисейских памятниках встречается именно такое выражение), — пояснил ученый. — Развитие прототюркской формы и семантики превратило значение этого слова в «бить, ударить, выбивать, вырезать» и второе значение — «нож, резать, резьба, писать».

Существует предположение, что тюрк битиг создавался по приказу одного из каганов древнетюркской империи приблизительно в начале VII века в районе долины реки Орхон Центральной Монголии. Эта территория и есть место основания Тюркского Эля. Памятники орхоно-енисейско-таласской тюркской письменности археологи сегодня находят на громадном пространстве — начиная с Монголии, Хакасии, Тувы, Алтая, Бурятии, Саха (Якутия), Восточного Туркестана (СУАР), Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и заканчивая Северным Кавказом и Восточной Европой. Историки связывают эти памятники с различными периодами развития тюркских каганатов и государств, например, периодами Тюркского Эля, Древнекиргизского государства, Хазаро-печенегского союза, Тюргешского государства и другими.

— Древнетюркский битиг не утрачивал своей имперской значимости вплоть до ХІІ века. Можно констатировать, что именно в период геополитических изменений в Евразии, особенно во времена распада Тюркской империи, язык и письменность номадов постоянно преобразовывались. Это явление ярко проявлялось во времена религиозно-политических, экономических перемен — внедрение буддизма, христианства, мусульманства и других трансформаций, — говорит Н. Базылхан.

В настоящее время количество древнетюркских письменных памятников разного типа, включая обнаруженные в Монголии в 2008 году музыкальные инструменты с надписями, составляет 530 единиц.

Свой взгляд на возникновение и развитие тюркской письменности также представили кандидат филологических наук, профессор Национальной академии наук Кыргызской Республики Роза Конырбаева, доктор филологических наук, профессор академии «Кокше» Касиет Молгаждаров, кандидат филологических наук, доцент Кызылординского национального университета имени Коркыт-ата Шанжархан Бекмагамбетов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского института тюркологии Орынбай Бекжан, кандидат филологических наук, доцент Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати Рахима Иманалиева.

— Тюркский народ основал великую степную империю, собрал вместе единомышленников, подчинил сильных, имел свою письменность, создал свою цивилизацию. Исследуя историю тюрков, вы вносите огромный вклад в создание новой, современной истории, — подчеркнула, подводя итоги конференции, руководитель управления анализа и мониторинга языковой политики Комитета по развитию языков и общественно-политической работы Министерства культуры и спорта РК Толкын Исакова.

Айжан АУЕЛБЕКОВА
Иллюстрация с сайта libr.e-taraz.kz

В Таразе проходит международная историко-археологическая конференция «Великий Шелковый путь и Казахское ханство на рубеже тысячелетий». В ней принимают участие ведущие историки из Китая, Турции, Польши, Азербайджана и Казахстана. Ученые проведут всестороннее исследование историко-археологического наследия эпохи Казахского ханства и анализ актуальных проблем современных гуманитарных наук.

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»