Пришло время менять сознание

Забытые традиции пора возродить

Язык, традиции, нравственные ценности — это духовное богатство, которое накапливалось веками, и бесценное наследие, передающееся от поколения к поколению. Это основа любого государства, и без нее невозможно сохраниться как целая нация, сказал Герой Советского Cоюза Бауыржан Момышулы. 

Этим высказыванием и открывается книга «Күретамыр» невестки Бауыржана Момышулы писателя Зейнеп Ахметовой. Во время недавнего ее приезда в Жамбылскую область нам удалось расспросить ее о книге и поговорить.

«Күретамыр» — незаменимый справочник для будущих и молодых мам. В книге подробно описаны все обряды, которые проводятся во время беременности женщины и после рождения ребенка. Автор также объясняет значение некоторых тыйым (запретов).

— Что означает название книги?

— Күретамыр — артерия. По артериям кровь поступает от сердца к органам, так что они обеспечивают долгую работу всего организма. Такую же функцию, можно сказать, выполняют и традиции.

Национальный код, о котором говорит Президент страны Нурсултан Назарбаев, невозможно сформировать без традиций. А культура народа не может существовать без них.

В обществе принято обвинять молодежь в невоспитанности, в неуважении к своим корням, истории. Я же наблюдаю совсем иную картину. Молодые интересуются обычаями, но некому их разъяснить. Старшее поколение уже не помнит многих обрядов. Это и заставило меня взяться за перо.

К тому же мне есть что сказать. Мама с детства воспитывала меня строго в духе национальных традиций. Идеи духовно-нравственного воспитания отражаются и в учении Бауыржана-ата.

— В книге Вы пишете, что проведение таких известных обрядов, как тұсаукесер (разрезание пут), бесік той (укладывание в колыбель), превращают в спектакль. Тут опять вопрос упирается в незнание?

— С появлением на свет малыша в семье что ни день, то праздник. Но сейчас люди понимают это в совсем другом смысле. В колыбель ребенка укладывают после того, как отпадает пуповина, и приглашают женщин на бесік той. Соблюдая казахское поверье, колыбельку сначала окуривают дымом, изгоняя злых духов, затем проводят необычный обряд, который называется «тыштырма». Через отверстия на дно бесіка складывают конфеты и другие сладости, приговаривая: «Тышты! Тышты!» Это означает, что родившийся малыш принесет в дом благополучие и богатство. Покупают сразу два покрывала: для жаркого и холодного времени года. Принято накрывать еще пятью, семью, девятью разными вещами, чтобы сон у малыша был спокойный. Все это должно происходить дома, в свободной обстановке, чтобы ребенок смог потом заснуть. Вместо этого мы видим пышные торжества и на бесік той, и на тұсаукесер. В шумихе не все делается правильно. Самое главное, обряд провели, и не важно, что только для отвода глаз.

— Сегодня повсеместно говорят, что нужна «реформа» пышных торжеств, в первую очередь свадеб. Как это сделать?

— У книги «Күретамыр» скоро будет продолжение как раз про свадебные обряды. Народ не умеет отличать свое от западного. Возьмем хотя бы вальс дочери и отца на қыз ұзату. Не было у казахов никогда такого. На том же қыз ұзату девушку и жениха, которые еще не заключили брак, сажают вместе, да еще и на почетное место. А они должны сидеть со своими друзьями. Почетное место всегда доставалось бабушкам и дедушкам. Не увидишь и девушку, поющую сыңсу (прощальная песня). А какая это красивая традиция, показывающая, насколько сильно связаны дети и родители! Где это видано у казахов, чтобы парень на глазах всей родни на руках нес свою будущую жену? На самой свадьбе опять же молодоженов сажают на почетное место. Молодая невестка должна это заслужить сначала. И когда они входят, все гости, несмотря на возраст, встают и их приветствуют. Им не стыдно заставлять стариков ждать и стоять, пока они сядут? Свадебный торт — это вообще отдельная тема. Хотят похвастаться и заказывают многоэтажный торт, который никто так и не съест. Невестка угощает этим тортом отца жениха. У казахов сноха не то что ложку подносить, она не должна была в глаза свекру смотреть. Какие-то непонятные, бессмысленные обычаи, как видите. Невестка еще в конце свадьбы бросает букет, и незамужние девушки, как ненормальные, борются за него. Какой позор перед гостями! Как будто они так сильно жаждут выйти замуж! Раньше казахские девушки снимали үкі (перья с головного убора невесты) и делили между подругами, желая им такого же женского счастья.

Пора уже вернуть свои обычаи и прекратить расточительство.

— Вас считают образцом для подражания казахских келин. Каково это — быть невесткой Бауыржана Момышулы?

— Знаете, похвала своего рода тоже наркотик. В первый раз тебе неудобно, во второй раз привыкаешь, в третий раз уже нравится, в четвертый раз уже хочешь еще и еще. И когда меня хвалят, чтобы не зазнаться, я вспоминаю, что все эти почести благодаря Бауыржану ата. Меня воспитал сам народ. Невестка такого великого человека, как Бауке, не могла вести себя неподобающе. Мне выпала честь знать его лично, жить с ним под одной крышей. Я хотела запомнить все, что он делал, говорил, и начала вести дневник. На основе этих записок и были опубликованы книги «Шуақты күндер», «Бабалар аманаты».

Сегодня я стараюсь передать молодым то наследие, которое он оставил после себя. Меня приглашают в разные города Казахстана. Не от того, что я такая всезнающая, а потому, что я невестка Бауыржана Момышулы. Никогда это не забываю.

— Насколько хорошо исследованы его труды?

— Военная наука, разработанная им, до сих пор в нашей стране не используется широко. Хотя в других странах мира уже признали его тактики и методики одними из эффективных. Духовно-нравственное воспитание по завету Бауыржана ата — часть народной педагогики. Пока что это тоже остается неизученным кладезем знаний.

Посетила недавно реконструированный парк «Жеңіс» имени Бауыржана Момышулы. На камнях высечены его слова назидания. Рядом же поставили памятник. Если родители будут объяснять детям его слова, знакомить с историей страны и мира, вырастет поколение патриотичных и мужественных людей.

— Какие явления в обществе беспокоят Вас больше всего?

— Бесстыдство, безволие, бесхарактерность многих людей. Нам в детстве, чтобы успокоиться, хватало двух фраз: «обал болады» («жалко будет»), «ұят болады» («стыдно будет»). Понимают ли сегодня дети значение этих выражений? Если бы с малых лет детей учили принципу Бауыржана ата «намысыңды нанға сатпа» («дорожи своей честью»), не было в обществе коррупции и других ужасных явлений. Нужно донести до людей, что есть более важные ценности, чем материальные блага.

С этой целью и была опубликована программная статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президента страны Нурсултана Назарбаева. Должно меняться сознание, должно произойти духовное возрождение. Вместо этого под эгидой «Рухани жаңғыру» приглашают пару артистов, устраивают концерт, семинары и форумы какие-то проводятся, где полезного не услышишь. Старшему поколению, прежде чем обвинять молодежь, надо подавать достойный пример.

Диана КАЛМАНБАЕВА,
Агадил РЫСМАХАН (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»