Редкие люди

Нурхан Есиркепов готовит корпус для домбры.

Хобби превратилось в дело жизни

Нурхат Есиркепов — человек известный в среде музыкантов. Он мастер по изготовлению и настройке казахских народных инструментов. 

В его небольшой мастерской можно увидеть уже готовые инструменты — домбры и кобызы. Как они будут звучать, зависит от мастера.

— Мой отец Болысбек преподавал музыку в школе в селе Бесжылдык Жамбылского района, откуда я родом. Он отлично играл на домбре, баяне и мандолине. Именно он пробудил во мне интерес к музыкальным инструментам, — рассказывает Н. Есиркепов.

Сам он по профессии экономист. Долгие годы преподавал в вузах, а изготовление домбры долгое время было хобби. Когда встал выбор между основной работой и увлечением, он, недолго думая, выбрал последнее.

— Сделать хорошую домбру и добиться идеального звучания не каждому удается. Это очень тонкая работа, она требует бережного отношения к каждой детали,- говорит он.

Сейчас Нурхат Есиркепов делает домбру для своей шестилетней внучки Айзере. Мне удалось застать мастера за рабочим процессом.

— В нашем деле важно рассчитать все до мелочей, чтобы инструмент буквально пел в руках домбриста. Традиционно используется древесина твердых пород. Лучше всего домбра получается из красного дерева. Но материал этот редкий и дорогой. Поэтому в основном используются береза и сосна. Выполненные из них инструменты обладают особенным тембром. Надо вначале определиться, какого размера будет «шея» домбры. Для взрослых обычно заказывают до 48 сантиметров, для детей — 36 сантиметров,- говорит Н. Есиркепов.

Крайне кропотливый процесс создания — изготовление деки для домбры. Недопустима погрешность даже на один миллиметр. Узоры на верхней деке Н. Есиркепов вырезает сам.

— На дешевых инструментах орнамент приклеивают, а я вырезаю. Иногда люди просят нарисовать свой портрет, пейзаж, животных, — говорит Н. Есиркепов.

Тщательно выбирает мастер и струны. Чаще всего натягивает их из жесткой строительной лески.

Создание такого произведения искусства у мастера занимает четыре дня, а на подбор материала уходит гораздо больше времени.

Умеет делать Н. Есиркепов и кобыз. Но этот инструмент не так востребован.

— За последние десять лет увеличилось число любителей, играющих на домбре. Выбирая домбру для детей или в подарок, покупатели не жалеют денег, а для себя могут и подешевле взять, — говорит мастер. — Наведываются и иностранные туристы. Хотят с собой забрать домбру на память о нашей стране. Всем советую хранить домбру в футляре при комнатной температуре, желательно на почетном месте.

Диана КАЛМАНБАЕВА

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»