Рождённая для чужих

Степняк не обидит женщину - мать, сестру, супругу, дочь.

Как степняки воспитывали дочерей

Казахи всегда очень бережно и ласково относились к своим дочерям. «Дочь рождается для чужих. Она здесь гостья не на долгий срок», — говорят в народе. Это отношение выражается в обычаях, которые живы по сей день. 

Девочки никогда не садились у порога. Их место было на самом почетном месте. Дочь красиво одевали, вкусно кормили, давали ей самого лучшего иноходца, ухаживали за ней, как за дорогой и любимой гостьей, баловали и лелеяли. Кто знает, как сложится ее судьба: будет ли счастлива на новом месте, в доме мужа, или все обернется иначе.

Девочка росла в доме отца как нежный цветок — красный мак. Ведь мак быстро раскрывается, быстро цветет, радуя взор, но и быстро отцветает. Так и здесь, веселых дней девочки в родительском доме немного, беззаботная пора коротка. Возможно, поэтому старались воспитать ее мастерицей на все руки, примерной, аккуратной, чтобы ее не осуждали в доме мужа, чтобы не было нареканий из-за нее в адрес семьи, рода и даже всего аула.

До семи лет девочка беззаботно живет, играет с куклами, одевает их, шьет наряды, строит для них домик, выдает замуж. Все это подготовка к будущей жизни.

Ближе к семи годам девочке начинают внушать мысль: «С завтрашнего дня ты будешь носить сережки. Проколем тебе уши. С этого времени ты будешь настоящей девушкой. Ты подрастешь, повзрослеешь. Ты уже не будешь играть, бегать с другими ребятами, слоняться без дела, про кукол надо будет забыть». Все это воспринималось ребенком с пониманием. Девочка начинала с нетерпением ждать этого момента.

Казахи уже в семь лет прокалывали девочке уши. Это не просто неизбежный и необходимый процесс. Это то же самое, что проводить обряд инициации для мальчика. После того как девочка, проколов уши, начинает носить серьги, в ее сознании, поведении, облике происходят большие изменения. На праздник «сырға той» собирались только женщины. Проколоть уши доверяли уважаемой многодетной женщине, у которой была легкая рука.

Как только прокалывали девочке уши, на голову надевали тюбетейку с совиным пером. Одевали в платье с двумя оборками и камзол. Девочка, вчера только игравшая беззаботно с другими детьми, не бросавшаяся в глаза, надев тюбетейку и платье с оборками, превращалась в подростка. Так начиналось воспитание девушки, в котором принимал участие весь аул.

Существует поговорка: «Қызға қырық үйден тыю» — «Девочке — запрет из 40 домов». Это не значит, что ее беспощадно критиковали, ограничивали запретами. Это означало, что девочка должна из каждого дома аула взять что-то полезное, хороший пример, который пригодится ей в дальнейшей жизни. Быть хорошей невесткой, затем быть примерной матерью — все это в первую очередь зависит от воспитания в семье.

«Не умеющий лелеять девочку превратит ее в рабыню, не умеющий ткать шелк превратит его в лохмотья». Эта пословица — еще одно проявление уважения казахского народа к своим дочерям.

Основное воспитание девочки полностью лежало на матери. Подрастая, она делится своими секретами с сестрами, с женами братьев. Но главный человек в ее жизни — мать. Не зря казахская пословица гласит: «Прежде чем жениться, сначала взгляни на ее мать». Если мать воспитанная, то и дочь будет такой же. Поэтому в старину, прежде чем жениться и выбрать невесту, обращали внимание на мать девочки. Все оценивалось критично — речь, поведение, походка. Воспитание заключалось не в назиданиях, а личном примере.

В воспитание девочки, согласно казахским обычаям и традициям, входит культура ношения одежды и ювелирных украшений. Уже в три-четыре года для дочери специально заказывали детский браслет, сережки. Таким образом воспитывали в девочке с детства эстетический вкус.

Казахская девушка не распускала свои волосы. Она заплетала их в одну или две косы, даже в несколько косичек и закидывала их за спину. В концы кос обязательно вплетались шолпы.

Казахские ювелирные изделия словно изначально были предназначены для воспитания девочек. Скажем, шолпы — украшение, издающее нежный звон. Если девочка будет ходить степенно, красиво и гордо, то звон шолпы будет тихим и мелодичным. Если же девочка ходит несдержанно, порывисто, то и звон шолпы будет звучать неприятно. Уже по одному звуку шолпы замечали, каким характером обладает девочка, какая у нее походка.

При изготовлении сережек учитывали тип лица девочки, ее внешний облик. Например, круглолицым вдевали в уши удлиненные серьги, а скуластым — красивые круглые сережки. Все украшения, которые носила девочка: ожерелье, талисман, вышивка на груди, амулет — воспитывали в ней стремление к красоте.

А еще необходимо рассказать о кольцах, которые надеваются на три пальца сразу. От них исходят цепочки, которые соединяются с браслетом. Получается цельное украшение. Его девушки носят, уже повзрослев. В основном такое украшение дарят девушке перед замужеством. Одно кольцо символизирует родственников со стороны матери, второе кольцо — ее собственный род, третье — родственников со стороны мужа. Объединившись, они создают новую семью — новую юрту. После установки своей юрты формируется твой род, твоя родина. Вот сколько смысла заключено в этом украшении.

Сегодняшняя сноха — вчерашняя девочка-подросток, выросшая в доме своих родителей. Учить молодую невестку выполнять свои обязанности, воспитывать ее — теперь уже долг свекрови. Свекровь, обладающая большим сердцем, муд-ростью и опытом, обращается с невесткой как с дочерью, учит всему, что знает сама.

Рассказывает об особенностях семейного уклада, о правилах, установленных в семье. Как проявлять свое уважение к свекру. Как следует называть деверя и младшего брата мужа, как обращаться к другим невесткам этой семьи, золовкам.

Обычно в первое время за молодой невесткой наблюдает множество глаз, внимательных и критичных. Ее поведение в доме, отношение к окружающим, приготовление еды — все это оценивается новыми родственниками. И в это время проявлять большую заботу о невестке, оберегать ее, поддерживать, повести ее дальше по жизни должна свекровь. Как правило, новую сноху никто не считает чужой, потому что теперь она является членом этой семьи, членом большого рода. У нее здесь есть свое мнение, свое определенное место. Отныне она считает эту семью ближе, чем своих родителей. Если она сегодня сноха, то завтра — мать и хозяйка этого дома, а затем бабушка — все это ясно и без слов. В старину не было принято устраивать невестке экзамен, критиковать ее. Если прозвучит в адрес невестки какое-либо замечание, то это замечание в первую очередь относится к семье мужа. Воспитать невестку, обучить ее правилам этого рода — все это становится обязанностью членов ее новой семьи.

После того как пройдут свадебные торжества, в старину бабушки и дедушки приходили в дом, чтобы испить чаю из рук молодой невестки. Как она встретит гостей, как будет держать себя за дастарханом? Это, можно сказать, первое испытание для молодой невестки. Этот обычай называется «келин чай».

Чай надо наливать бесшумно, тихо. Для этого надо поднести к кранику самовара край пиалы. Нельзя допустить, чтобы на поверхности чая образовалась пена. Иначе это будет считаться неприличным.

Подается чай правой рукой. Нельзя допустить, чтобы сначала чай был густым, а впоследствии жидким, поэтому наливать надо равномерно, не спеша. Все это подмечается старшими, дается оценка.

Дедушки обязательно дают бата — благословение. Желают рождения детей, достатка, благополучия.

После чаепития, выходя в дверь, невестка не должна поворачиваться спиной к сидящим на почетном месте. Следует выйти либо боком, либо пятясь назад.

Придавая большое значение судьбе будущих поколений, казахи никогда не оставляли без внимания воспитание девочек, воспитание невесток. «Нация образуется из потомков» — этого принципа придерживались всегда. Именно поэтому растили дочерей в любви и заботе, всячески оберегая. Старались дать хорошее воспитание, и первым пожеланием было: «чтобы твое имя произносилось с уважением».

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»