Сафлоровое счастье. Близкое и недоступное

В прошлом году ТОО «Агропродхлебснаб» выпустило партию сафлорового масла в пластиковых бутылках. Жамбылские потребители хотели бы видеть эту продукцию на прилавках местных магазинов.

Кто за масло больше платит, тот его и ест

Как-то газета «Знамя труда» писала о том, что экологически чистые яблоки, выращенные в нашей области по госпрограммам субсидирования, вывозятся на север страны, а в регионе продаются только небольшие запасы своих фруктов, а также кыргызские, польские и китайские. Аналогичная ситуация складывается и на рынке сафлорового масла, которое производится, но почти не реализуется у нас. Попробуем разобраться в том, что происходит. 

Еще до начала этого века к выращиванию сафлора крестьяне относились довольно прохладно. Не в чести была эта культура у казахстанских земледельцев: трудности со сбытом, не отработанная агротехнология выращивания и связанные с этим риски сдерживали развитие отрасли. Но государственные субсидии творят чудеса — пять тысяч тенге на гектар, и к необходимости соблюдать севооборот стали относиться по-другому. Мало того, непривлекательный когда-то сафлор стал востребованным на рынке, в области появились цеха по переработке этого продукта — в Байзакском, Жуалынском, Шуском, Жамбылском, Сарысуском и Меркенском районах.

— По статистическим данным, в прошлом году местными цехами было произведено 418 тонн сафлорового и 960 тонн подсолнечного масла, в текущем году — 790 тонн сафлорового и две тонны подсолнечного, — сообщил газете Кайрат Аманов, руководитель отдела переработки и развития сельхозкооперации облсельхоз-управления.

На самом деле скорее всего сафлорового масла производится больше. Дефицитный продукт нет-нет да и сливается на местный рынок из сектора теневой экономики. Этот товар никак не маркируется, продается в простых баклажках. По официальным статистическим базам он не проходит. Так что непонятно, кто произвел масло, когда, каким способом, каков срок годности и какова вообще его жизненная ценность. Пару месяцев назад такое сафлоровое масло нового урожая на жамбылском рынке продавалось по 300 тенге за полтора литра.

Надо заметить, что отечественный экологически чистый продукт очень востребован в Европе и Китае. Но и наши земляки, следящие за своим здоровьем, стараются купить местный товар даже без опознавательных знаков, другого ведь нет. Дело в том, что в сафлоровом масле большое содержание линолевой кислоты, которая не синтезируется в человеческом организме. При взаимодействии с другими полиненасыщенными кислотами она понижает количество вредного холестерина. Употребление сафлорового масла дает омолаживающий, желчегонный и мочегонный эффект, помогает бороться с лишним весом, и это мощное профилактическое средство от губительного атеросклероза. Правда, здесь нужно иметь в виду, что самым ценным считается сырое масло, полученное методом холодного отжима. В нем полностью сохраняются жизненная сила, натуральный аромат, вкус и все биологически ценные компоненты. Нерафинированное масло тоже имеет биологическую ценность. Оно способствует оздоровлению клеток и капилляров, участвует в образовании лецитина, который снижает уровень холестерина в крови. Кроме того, в нерафинированном масле содержится витамин Е. Такое масло у нас выпускается ТОО «Агропродхлебснаб» в Жуалынском районе. Рафинированные масла, которые подвергаются дополнительно дезодорации, лишены жизненной силы.

— Преимущество местного культивирования сафлора заключается в том, что с корня мы выращиваем экологически чистые семена без пестицидов и гербицидов, — говорит генеральный директор ТОО «Агропродхлебснаб» Нурлан Ортаев. — Сафлор очень подходит для культивирования в наших климатических условиях. Важным достоинством растения является его корневая система, достигающая двух метров, которая способна извлекать влагу из глубоких слоев почвы. А благодаря структуре вегетативной массы для развития ему необходимо значительно меньше воды, чем другим масличным растениям.

По информации облсельхозуправления, в этом году в регионе масличные культуры были убраны с 87,8 тысячи гектаров, получено 48,9 тысячи тонн урожая. (К сожалению, не уточняется, сколько и каких масличных культур было посеяно. — Е. Е.) Казалось бы, заготовленного сырья вполне хватит, чтобы обеспечить работой существующие цеха по производству растительного масла, однако не тут-то было.

В Байзакском районе небольшой цех частного предпринимателя Марата Есенбаева в сутки может перерабатывать 400 килограммов сафлора. Однако сейчас из-за дефицита сырья оборудование простаивает.

— Альтернативную продукцию — подсолнечное масло — оказалось невыгодно производить, так как для этого нужно завозить семечки из Павлодара. Мы закупили новое оборудование, предназначенное для производства хлопкового масла. Мощность этого цеха рассчитана на переработку 15 тонн сырья в сутки. Цех выпускает хлопковое масло в таре емкостью 4,4 литра, стоит оно 1300 тенге, после девальвации подорожало на 200 тенге, — рассказал Марат.

Хлопковое сырье предприниматель закупает в Южно-Казахстанской области. Но и там есть свои крупные перерабатывающие предприятия, так что на сырье большой спрос.

Между тем, по словам руководителя байзакского крестьянского хозяйства «Достык-99» Букенбая Битабарова, выращенный на площади более 600 гектаров сафлор продан в Жуалынский район.

— В августе, когда мы продавали свой урожай, очищенный сафлор стоил 39 тенге за килограмм, а без очистки — 32 тенге. Но в октябре цена очищенного сырья поднялась до 54 тенге за килограмм, — говорит Б. Битабаров.

— Цена на сафлор внутри страны оставалась бы прежней (ведь покупательская способность населения не выросла), не будь спроса извне. Девальвация для экспортоориентированного производства оказалась выгодна. Зарубежные партнеры интересуются относительно дешевой казахстанской продукцией — и маслом, и сырьем. Поскольку приток долларов в страну нужен для сохранения экономического равновесия, политика по корректировке курса тенге стала оправданной, — считает Нурлан Ортаев.

Из бесед с производителями сафлора можно сделать вывод: на сегодняшний день часть жамбылского сырья для маслозаводов продана за границу, потому что за него давали хорошую цену. Какую именно — коммерческая тайна, которую бизнесмены не раскрывают.

В нашей области сафлоровый бренд еще недостаточно раскручен. Поэтому и масло производители не рискуют запускать в продажу на местном рынке, предпочитают отправлять на экспорт. Преимущества налицо: залил в бочки — и не нужно фасовать по баклажкам, этикетки клеить, развозить по магазинам. Впрочем, такой крупный производитель, как ТОО «Казирагро», работающий в Шуском районе, фасует свой товар по всем правилам, видимо, объемы производства позволяют, но ориентировано предприятие на экспорт.

— Мы думали, что люди сейчас начнут новый урожай сафлора продавать. Но пока что крестьяне, имеющие от пяти до ста тонн сафлора, предпочитают сырье придерживать на складах, чем менять на деньги. Это обратная сторона происходящих на финансовом рынке процессов. Обычно в этот период сафлор уже продавали. Наверное, в новом году лед тронется. Тогда предприниматели начнут закупать новый урожай и потихоньку работать, — говорит Нурлан Ортаев.

По данным сайта КоstanayAsia, по производству сафлора Казахстан уже с 2000 года входит в пятерку мировых лидеров. Похоже, вкус к выращиванию этой культуры государственная система поощрений крестьянам привила. Но в следующем году субсидий на выращивание сафлора уже не будет. Однако, думается, он все равно будет востребован: эта масличная культура прекрасно вписывается в местные севообороты. Но нужно еще решить проблему отсутствия качественного семенного материала. В области есть хозяйства, у которых норма высева семян на гектар составляет до 40 килограммов вместо 19 — 20: крестьяне страхуются, потому что не уверены, что всхожесть будет нормальной.

По мнению Нурлана Ортаева, для того, чтобы сафлоровое масло рентабельно было продавать на местном рынке, завод должен перерабатывать не менее 100 тонн сырья в сутки, то есть выходить на промышленные масштабы. Это позволит снизить себестоимость продукции. Кроме того, в технологическую цепочку производства в таком случае необходимо внедрять экстракцию (более дешевый и быстрый метод получения масла по сравнению с отжимом, основанный на свойстве некоторых веществ растворять в себе жиры. — Е. Е.) и дезодорирование, что сейчас делается не во всех цехах. Но надо понимать, что это не лучшим образом скажется на полезных качествах продукции.

Руководитель ТОО «Агропродхлебснаб» считает, что при реализации сафлорового масла в любом случае нужно ориентироваться не только на зарубежный, но и на местный рынок, дабы диверсифицировать свои риски. Это, конечно, приятный для местных потребителей ход мыслей, но практика показывает, что пока товар уходит в первую очередь туда, где его продажа приносит максимальную прибыль.

Елена ЕФИМОВА

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»