Сфера особого внимания

Дамеш Ускумбаева

Самый главный вопрос — на контроле

Посвятив практически всю свою жизнь сфере образования (в разное время была учителем и директором школы, руководила отделами образования), Дамеш Ускумбаева видела, что называется, всю эту «кухню» изнутри. Она как никто другой знает все болевые точки местной образовательной системы. 

Уже два года Д. Ускумбаева возглавляет департамент по контролю в сфере образования Жамбылской области. В беседе с нами она рассказала о деятельности департамента, поразмышляла об особенной общественной роли учителя.

— Дамеш Чайкаевна, какие функции выполняет департамент по контролю в сфере образования?

— Департамент начал работать в 2012 году. До этого контроль в образовательной сфере был прерогативой управления образования. Одной из основных функций нашей структуры является лицензирование образовательных учреждений. Если в регионе открывается новая школа или колледж, мы выдаем лицензию на занятие образовательной деятельностью. Если учреждение меняет свой адрес или статус, выдаем приложение к уже имеющейся лицензии. Дошкольным организациям лицензия не нужна, но они обязаны уведомить департамент об открытии, приложив к уведомлению все разрешительные документы. К примеру, в этом году были оштрафованы шесть детских садов за то, что не представили нам информацию о начале своей деятельности.

До мая 2017 года мы также проводили аттестацию образовательных учреждений, сейчас эта работа остановилась согласно приказу министра образования и науки РК.

С прошлого года в наши функции входит апостилирование документов об образовании. На сегодняшний день подтверждена подлинность 170 таких документов. Хочу отметить, что и лицензирование, и апостилирование производятся в электронном формате. Контакт с руководителями школ и колледжей минимизирован за счет портала «e-лицензирование», а апостилирование бумаг осуществляется через портал электронного правительства «е-gov». Это сделано для исключения коррупционных рисков.

Кроме того, мы выезжаем в районы, встречаемся с директорами сельских школ, родителями, доносим до них суть приказов министра образования и науки и всех нововведений.

— В каких случаях департамент вправе приостановить действие образовательной лицензии?

— К сожалению, практика приостановления лицензий имеет место быть в нашей области. Мы регулярно проводим выборочные проверки образовательных учреждений по фактам обращений граждан, по информации в СМИ или по результатам неверного заполнения руководителями Национальной образовательной базы данных. К примеру, в этом году под такую проверку попали 45 учреждений образования области: 37 школ, пять колледжей и три детских сада. Проверяем все: от материально-технической базы до компетенции педагогов. Один колледж еще до проверки подал заявление о своем закрытии. По всем оставшимся организациям выписаны представления, какие-то учреждения были оштрафованы. Хочу отметить, что эксперты, которые занимаются проверкой, также проходят тщательный отбор.

— Как быть организации, получившей представление департамента?

— Наша цель — не только выявить нарушения, но и дать рекомендации по их устранению. Далее в течение шести месяцев руководитель школы или колледжа обязан исправить нарушения и несоответствия нормативно-правовым актам. Затем мы проводим повторную проверку. В этом году мы перепроверили 11 учреждений образования. Материалы по одному из них — Таласскому колледжу № 14 — передали в суд. Сейчас его лицензия на образовательную деятельность приостановлена.

— Насколько действенными бывают ваши проверки? Меняется ли что-то после?

— Да, конечно. К примеру, в одной из байзакских школ долгое время спортивный зал был в аварийном состоянии. После нашей проверки ситуация изменилась, и сегодня дети занимаются в отремонтированном помещении. А в школе имени Ы. Алтынсарина Рыскуловского района сразу же приобрели интерактивную доску и оборудование для кабинета химии.

— А как быть с частными жалобами? Отвечаете ли на обращения родителей?

— Да, конечно. Если жалобы касаются образовательных стандартов, то они могут стать основанием для выборочной проверки. Если же к нам поступают жалобы на поборы в школах, мы перенаправляем их в соответствующий орган. Но без решения такие проблемы не останутся точно. Кстати, в этом году мы провели проверки по фактам обращений граждан в детском саду, четырех школах и двух колледжах. На два учреждения из них было наложено административное взыскание. А если проблему можно решить путем переговоров, привлекаем к работе попечительские советы. Пять таких советов по области мы взяли под свой контроль и присутствуем на каждом их заседании в роли наблюдателей.

— В последнее время в СМИ нередко появляется информация о том, что девочек не пускают в школу, потому что они пришли в хиджабе. Вопросы школьной формы подконтрольны вашему ведомству?

— Совершенно верно. Мы следим за выполнением директорами школ приказа министра образования и науки № 26 об обязательной школьной форме. В требованиях четко сказано, что в одежде у учеников не должно быть атрибутов никаких религиозных объединений. Школа — это светская организация. Мы уважаем все религии и традиции, но учебное заведение в первую очередь дает детям образование. Их взгляды относительно религии или чего-то еще они беспрепятственно могут выражать за пределами школы.

— Были ли конфликты на этой почве?

— Да, в этом году к нам поступило заявление сразу от пяти родителей с жалобой на то, что их детей не пускают в учебное заведение. Они сетовали на то, что директор школы ущемляет их конституционное право на свободное вероисповедание. Конечно, в таких случаях директор не имеет права не впускать ребенка в здание школы, но он должен сказать ему, чтобы тот пошел домой и переоделся согласно их внутреннему уставу, а также обязан предупредить родителей. Радует то, что в данном случае родители пошли на контакт, и конфликт был исчерпан.

— Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» уделил большое внимание сфере образования и сказал, что необходимо принять Закон «О статусе учителя». Дамеш Чайкаевна, что Вы думаете на этот счет?

— Считаю, что этот закон поднимет престиж профессии педагога, и с наших учителей действительно надо снять большую часть существующих нагрузок. А вообще, встречаясь с учителями, я всегда говорю им, что свой статус в обществе они должны поднимать сами. Ведь ученики всегда идут за настоящим профессионалом и учителем.

Беседовала Камила ДЖУМАДИЛОВА

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»