Собственная модель управления

Бахтияр АЛДАШОВ, председатель общественного совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «Нұр Отан» директор ТОО «Талас Инвестмент Компани»

Казахстан становится примером для развивающихся стран

Перераспределение полномочий между ветвями власти должно стать большим шагом в деле развития демократического общества. Но нет ли в этом каких-либо рисков в управлении государством? Такой вопрос мы адресовали нашему эксперту — председателю общественного совета по противодействию коррупции при областном филиале партии «Нұр Отан» директору ТОО «Талас Инвестмент Компани» Бахтияру Алдашову. 

— Бахтияр Абилкаирович, можно ли считать предлагаемые изменения самыми серьезными поправками в Конституцию со времен ее принятия?

— Напомню, до этого поправки в действующую Конституцию страны, принятую на Всенародном референдуме страны 30 августа 1995 года, вносились трижды. Все они также были продиктованы жизненной необходимостью и на тот момент тоже считались самыми серьезными. Так, в 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Они коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Безусловно, это были очень демократичные меры, направленные на усиление государства.

Поправки в Конституцию 2007 года сводились к переходу к пропорциональной избирательной системе, укреплению статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

Как видим, все эти поправки носили глобальный для государственного обустройства характер. Все они были важны с точки зрения развития взаимоотношений между ветвями власти.

Новые предлагаемые поправки я бы также назвал эпохальными, так как на данный момент они определяют путь развития нашего государства. Вообще же любые изменения в Конституцию страны — это довольно серьезные шаги, которые говорят о необходимости внесения корректив в жизнедеятельность государства и всех его институтов управления. Перераспределение полномочий станет большим шагом в направлении, которое определил для Казахстана Глава государства.

— Что дадут новые поправки нашей стране в результате?

— Этот процесс должен продемонстрировать всему миру приверженность нашей страны демократическим идеалам. По сути, он также показывает реальное стремление нашего государства войти в число самых развитых стран мира. Ведь при определении международного рейтинга стран учитываются не только экономические и социальные показатели, но и анализируется уровень развития политической системы. Та модель, которую предложил Президент, напоминает политическое обустройство ряда развитых государств. Но при этом нет слепого копирования формы управления с какого-то конкретного государства. Я бы сказал, что наша республика пытается внедрить современную форму правления с учетом своего накопленного опыта, который за 25 лет независимости можно считать вполне успешным. Если народ одобрит предлагаемые изменения, то Казахстан для сотен развивающихся стран станет хорошим примером последовательного внедрения демократичных норм. Имидж республики на международной политической арене значительно укрепится.

— Не грозит ли новая форма государственного управления нестабильностью в плане возможности возникновения политических кризисов?

— Если имеется в виду возможность возникновения противоречий между решениями Парламента и Правительства, то здесь роль верховного арбитра будет отведена Президенту. Он и будет принимать решения в таких случаях. Но, на мой взгляд, сегодня между властными структурами республики существует полное взаимопонимание, которое вряд ли породит в обозримом будущем какие-либо противоречия. Кроме того, подчеркну, предполагается приоритет парламентско-президентской модели, которая будет основана на балансе властных полномочий, когда ни одна ветвь не будет иметь возможности единолично осуществлять государственную власть.

Беседовал Шухрат ХАШИМОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»