Совершенству нет предела

Кукен ОРШАБЕКОВ

Чтобы выжить, надо измениться

Недавно повстречался со знакомым молодым человеком. Он работает в одной из областных госструктур. Разговорились. О том, о сем, о новых веяниях. И вдруг он спрашивает: «Аға, скажите, а на сколько лет рассчитана программа «Рухани жаңғыру»? Я опешил: «Почему ты это спрашиваешь?» А он так искренне отвечает: «Да работы много стало…» 

Пришлось втолковывать собеседнику, что духовная модернизация общества, инициированная Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, не может ограничиваться каким-то определенным периодом времени, что это не очередная госпрограмма, направленная, к примеру, на развитие аграрной сферы или бизнеса. Это наш интеллектуальный, морально-нравственный ориентир на долгие годы, почти на всю жизнь. Один мудрец сказал, что жизнь — это жажда совершенства. А совершенству, как известно, нет предела.

Но после этой короткой встречи я не раз еще мысленно возвращался к нашему разговору. Подспудно в голову закралось сомнение: а читал ли вообще мой знакомый эту статью? Если бы читал, то не стал бы задавать такого глупого вопроса.

Ну разве можно измерять каким-то временным отрезком работу нашего сознания: вот отсюда и дотуда ты совершенствуйся, а дальше живи, как знаешь? Так не может быть! Так не должно быть! Вся жизнь человека — это процесс самопознания и самосовершенствования. Тем более если мир кардинально меняется, если подвергаются сомнению формировавшиеся веками морально-нравственные и духовные ценности социума.

Президент не рассуждает о каких-то заоблачных далях, не призывает к каким-то недостижимым целям. Он говорит о реалиях, в которых мы живем, о том, что мешает нам развиваться и обладать набором качеств, достойных нового времени. В повсе-дневной суете, в безудержном стремлении обеспечить свое благополучие мы не задумываемся о том, что находимся во власти привычек и стереотипов. А если и догадываемся об этом, то не предпринимаем каких-то решительных усилий что-либо изменить. В этой связи Елбасы четко говорит, что понятие духовной модернизации предполагает изменения в сознании, а также необходимость оставить в прошлом архаические и не вписывающиеся в глобальный мир привычки и пристрастия.

Говорят, все познается в сравнении. Я служил в Группе советских войск в Германии. В советские годы мне довелось побывать по туристической путевке в Венгрии и Югославии. Впечатления от увиденного там, мягко говоря, задели за живое: почему бы и нам так не жить? Или хорошо только там, где нас нет?

А не задумывались ли вы о том, что появись мы там, где хорошо, все может стать плохо? Почему, спросите вы. А потому, что мы, извините за выражение, немножко варвары. Нужны примеры? Да сколько угодно. Лет пятнадцать назад акимат Тараза осуществил большую работу по программе «Мой двор, мой город». Во дворах многоэтажек за счет бюджетных денег и спонсорских средств был проведен комплекс работ по благоустройству, появились скамейки, детские площадки с горками и качелями, оборудование для занятий физической культурой. А уже через три-четыре года все это было сломано, искорежено. Словно какая-то злая сила прошлась по всему, что было создано для людей.

А разве не варварство, когда разворовываются миллионные средства, ежегодно выделяемые государством на прокладку дорог, водопровода, на строительство социальных объектов? Кого-то за это ловят, наказывают, несмотря на ранги и заслуги. Вот уже и до министров добрались. Но разве легче от этого тем, кто многие годы испытывает потребность в чистой питьевой воде, в крыше над головой, в элементарных благах цивилизации?

Считается, что Амстердам является самым «велосипедированным» городом Европы: на 750 тысяч населения здесь приходится более 600 тысяч велосипедов, и число их растет каждый день. На велосипедах ездят не только простые люди, но и министры, представители элитных кругов. И все это в порядке вещей. Вполне прагматичный подход. Одновременно решаются две задачи: экология города и здоровье людей. А как у нас? А у нас любят ездить все больше на джипах. Ведь мы — «крутые». Показуха — это, наверное, тоже признак отсталости, который мешает нашему развитию.

Речь идет не только о наших бесконечных тоях, чрезмерно пышных и растратных. Об этом сегодня много пишется в средствах массовой информации. В обществе сформировалось какое-то уродливое понятие стыда — «үят болмасын». И вот уже поминальный дастархан в домах зажиточных людей напоминает какое-то пышное застолье с различными лакомствами, а не обычные поминки об усопшем, при которых и речи должны быть выдержанными, и пища на столе должна соответствовать поводу. В этой связи Духовное управление мусульман Казахстана даже вынуждено было расписать и разослать по регионам примерное меню поминального обеда. Но всегда ли и везде ли придерживаются этих рекомендаций?

Говорят, что испортилась природа человека, изменилось его нутро. Нынешнее время действительно перевернуло с ног на голову множество понятий и ценностей. И, наверное, прав известный режиссер Ермек Турсынов, когда говорит: «Многое, что когда-то вызывало брезгливость и порицание, нынче рассматривается как прямая дорога к процветанию. То, что раньше считалось ушлаганством и беспринципностью, теперь называется предприимчивостью. То, что считалось предательством и доносительством, выдают за умение предвидеть. Кто-то еще держится, пытается сохранить в себе человека».

При этом он не идеализирует прошлое. Во все времена хватало всякой сволоты. Но принципиальная разница в том, что их поступки раньше вызывали всеобщее порицание. Да они и сами понимали, что преступают неписаные человеческие правила. Сегодня же оценки поменялись. Теперь стало возможным оправдать любой проступок и любое преступление. Более того, придать этому некий романтический флёр.

Но от недуга надо избавляться. Надо выздоравливать, используя имеющиеся возможности и ресурсы организма. Мудрые люди советуют: надо больше общаться с теми, кто сумел уберечься от пагубной интоксикации. Они как лекарство от скудоумия, алчности и слабодушия, от чванства и прочей мерзости. Они помогают оставаться человеком.

Глава государства всегда уделял особое внимание молодежной политике. Поэтому неудивительно, что в своей статье он много пишет о воспитании, прежде всего в молодом поколении, качеств казахстанца будущего: это открытость сознания, прагматизм и рационализм, культ знаний и образования.

«На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи построить свое лучшее будущее… В новой реальности внутреннее стремление к обновлению — это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться», — считает Нурсултан Назарбаев.

Отрадно отметить, что президентская статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» сегодня на устах не только госслужащих, призванных продвигать ее в массы. Она нашла отклик и в сердцах большинства рядовых казахстанцев. Это особенно заметно в социальных сетях, которые стали хорошей диалоговой площадкой для тысяч неравнодушных людей. Пользователи соцсетей, выражая согласие с основными положениями статьи, высказывают свои предложения, которые, как они считают, будут способствовать духовному возрождению нашего общества, а также избавлению от пороков, мешающих нашему развитию. Вот лишь несколько примеров общественной активности. Известный артист Турсынбек Кабатов предлагает ввести в общеобразовательных школах уроки обучения на домбре. «Мы много говорим о любви к родному краю, Родине, но мы должны при этом знать о наших культурных ценностях. Например, во всех школах действуют кружки по домбре. Считаю, что урокам игры на домбре должны выделить часы в школьной программе. Каждый должен уметь играть на домбре. Например, если у казахстанца спросят, чем отличается наша культура, какое наследие у нас есть, каждый должен суметь донести наше богатое культурное наследие», — отметил Т. Кабатов. Кстати, это предложение сразу же поддержал спикер Сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев, о чем он сообщил на своей странице в Twitter.

А из газет стало известно, что группа активистов разработала мегапроект под названием «Реки — основа цивилизации». Цель проекта — не только знакомство с жизнью наших соотечественников, проживающих на побережьях больших и малых рек Казахстана. Он нацелен также на решение проблем, связанных с эффективным использованием поливной воды и орошаемых сельскохозяйственных земель. И таких примеров множество. Значит, президентская статья задела наших граждан за живое, не оставила их равнодушными. И это радует.

Научиться играть на домбре — это, конечно, хорошо. А я бы добавил, что учиться любить Родину, свой народ надо у Герольда Бельгера. Я бы даже предложил Министерству образования и науки ввести в учебную программу наших школ уроки по изучению творческого наследия этого талантливого писателя и переводчика, патриота казахской земли. К сожалению, к его трудам сегодня обращаются в основном оппозиционные издания. Почему бы нашим ведущим газетам не начать публикацию известных тетрадей Г. Бельгера «Плетенье чепухи»? За этим полушутливым названием — серьезные, глубокие раздумья человека о родной земле, о людях, среди которых мы живем, о бренности мира и радости бытия.

Мы можем по праву гордиться многими своими мудрыми предками. Слова назидания великого Абая актуальны и сегодня. Более того, они созвучны раздумьям и тревогам, содержащимся в статье Нурсултана Назарбаева. Но каждому ли дано их услышать? Каждому ли дано их осознать и принять как главный жизненный ориентир?

Когда в 1948 году создавалось Государство Израиль, мало кто верил в его будущее. На территории нового государственного образования не было никаких полезных ископаемых, большую часть территории занимала пустыня. Состав населения сложный, потому что иммигранты прибывали из самых разных стран и говорили на разных языках. Но нужно было построить страну. И евреям удалось осуществить этот грандиозный проект. Ставка, прежде всего, была сделана на человеческий потенциал. Сегодня Израиль на тех самых полупустынных землях выращивает сельхозпродукцию и экспортирует ее в Европу и Соединенные Штаты Америки. Вопреки всем трудностям и сложным обстоятельствам израильтяне вывели свою страну в число экономически развитых государств мира.

«Очень кстати получилось, что у нас нет никаких полезных ископаемых, потому что иначе мы бы замечательно жили, продавая нефть и газ, как живут многие страны, у которых есть достаточно полезных ископаемых. У нас, по сути, не было выбора. И вот из этой ситуации, когда выбора нет, получилось что-то, чем сегодня мы гордимся и чем можем поделиться и с другими странами», — говорит сегодня посол Израиля в Казахстане Микаэль Бродский.

А на вопрос: «Какое свойство характера израильтянина вы можете считать ключевым в достижении этого успеха?» он отвечает: «Постоянная неудовлетворенность ситуацией и непризнание авторитетов. Это свойство, которое очень подходит для строительства Start Up Nation, потому что если ты боишься сказать слово против начальника, боишься высказать свое мнение, то… инновации так не рождаются. Они рождаются в обстановке, когда у каждого человека есть возможность высказать свое мнение, даже если оно противоречит мнению начальства. И вот это непризнание авторитетов сослужило для израильтян хорошую службу».

К сожалению, у нас другой менталитет и другие привычки. Чинопочитание у нас почти как святая обязанность. Услужить, ублажить, польстить — это мы можем. А вот «пошевелить мозгами», предложить интересную идею, указать вышестоящему начальству на его недоработки — это пусть сделает кто-нибудь другой. Будоражить зону комфорта начальников не принято, а сами же они выходить из нее не собираются. Не потому ли у нас процветает преступно-халатное отношение к земле, воде и другим природным ресурсам? Не потому ли завуалированно, в интересах подставных лиц проводятся тендеры по строительству и оказанию госуслуг? И как результат — недостроенные школы и больницы, неработающий водопровод, обделенные дети и старики.

Тревожит то, что бациллами чинопочитания начинает заражаться наша молодежь. Молодые энергичные люди, расталкивая других локтями, все активнее пытаются заполучить свою долю от большого финансового пирога.

И все же правильных, порядочных людей в нашем обществе намного больше. Пусть и живется им непросто, но спят они спокойно, не прячут взгляда при встрече, радуются каждому новому дню, строят планы на будущее, мечтают. Главное богатство для них — это их дети и внуки.

Многие из них видят свое призвание в служении людям. Творить добро для них не абстрактное понятие. К примеру, в Таразе на общественных началах открылся магазин, в котором горожане, оказавшиеся в затруднительном материальном положении, могут бесплатно взять одежду. Люди, делающие добрые дела, не любят рекламировать себя. Скромностью отличается и предприниматель из города Шу Серик Асатов. Но многие шусцы знают, что это щедрой души человек. Он постоянно помогает своим землякам, одаривая их корзинами с набором продуктов питания. Благодарны многие сельчане и руководителям крестьянских хозяйств, которые не скупятся на добро.

Много таких примеров и по республике. Недавно в СМИ прошла информация, что в городе Уральске каждую пятницу водитель ГАЗели Талгат Кадыргалиев возит пассажиров бесплатно. Никто его об этом не просил. Это, как говорится, порыв души. Также по зову души и по своей инициативе напоили недавно горячим чаем с баурсаками дворников Астаны и молодые активисты столицы. Интересный сюжет показали по телеканалу «КТК». В селе Кошкарбай Акмолинской области из-за малочисленности учащихся под угрозой закрытия оказалась местная школа. И тогда кто-то из сельчан принял в семью двух ребят из детского дома, расположенного в двухстах километрах от села. Его примеру последовал другой сельчанин, затем — третий. Школу не закрыли, а усыновленные ребята сейчас окружены заботой и вниманием, чего им недоставало в казенном доме. Как сообщают журналисты, не прочь усыновить детей и другие жители Кошкарбая. Именно из таких поступков и складываются понятия человечности и сострадания.

Свои мнения относительно президентской статьи сегодня высказывают многие ученые, политологи и эксперты различных отраслей знаний. Сейчас идет борьба за нового человека, отмечают они. Мы как общество должны прийти к каким-то общим знаменателям духовных ценностей и по возможности закрепить их.

«В последующие 25 лет мы сможем развиваться только на одном источнике энергии — на энергии самого человека. И нужно, чтобы эта мысль стала осознанной в каждой голове, — говорит политолог Айдос Сарым. — Понятие «духовная модернизация» действительно понимается большинством абстрактно. Во всех регионах сейчас активно обсуждают программу, и, признаться, в некоторых таких мероприятиях я участвую с большим сожалением. А все потому, что, как мне кажется, наши чиновники слабо поняли, что имел в виду Президент. Объяснять людям надо просто… Жизнь простых людей, которые живут на конкретных территориях, зависит от них самих. Это и есть энергия человека. Почему у нас могут критиковать, но никогда сами не выйдут и не уберут возле подъезда? Я сам проводил эксперимент. Несколько жителей собрались почистить двор и ожидали, что к субботнику присоединятся соседи. Но по факту вышла та же группа. Понятие чистоты и культуры у нас почему-то заканчивается за порогом дома. Двор, подъезд — это уже, мол, не мое. Люди должны понять, что это их город, а не акима. Когда это произойдет, тогда мы сможем говорить о духовной модернизации. Переосмысление должно начаться с элементарных вещей».

Нельзя, пожалуй, не согласиться и с нижеследующими мыслями общественного деятеля: нам нужно как можно скорее избавиться от «совковой» психологии, нам нужна встряска, иначе не поймем, что живем уже в другой реальности.

«Рухани жаңғыру» — это, безусловно, большой идеологический проект. Но разве из этого следует, что продвигать его на местах должны лишь отделы внутренней политики? Это всеобщее, всенародное дело. Основные идеи и мысли автора статьи необходимо донести до сознания большинства наших граждан, в первую очередь — до сознания молодежи.

Именно под нее и должна подстраиваться вся организаторская работа. И первой скрипкой в этом деле призвано быть управление по вопросам молодежной политики, а также все те многочисленные государственные и общественные организации, которые до сего дня научились разве что проводить флешмобы и пустопорожние заседания.

Понятно, что не должны стоять в стороне от этого важного дела и организации, призванные пропагандировать и внедрять в нашу жизнь здоровый образ жизни, развивать краеведение, туризм, новые технологии. И тогда, наверное, будет у нас меньше людей, считающих, что программа «Рухани жаңғыру» рассчитана лишь на определенный период времени.

Самое главное — не заболтать это важное дело, как часто случается у нас в ходе чрезмерного разъяснения очередного Послания или иного программного выступления Главы государства. И уж крайне недопустимо выставлять эмблему «Рухани жаңғыру» при проведении текущих, однодневных мероприятий, не имеющих прямого отношения к проекту государственной значимости. Это может привести к «девальвации» самой идеи модернизации общественного сознания.

Нам всем пора встряхнуться, собраться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

Кукен ОРШАБЕКОВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту