Сохраняя национальную идентичность

Большинство экспонатов музея связаны с традициями или обрядами наших предков.

Народные традиции — часть духовной культуры

Казахская национальная культура — это часть мировой истории и культуры. При ее изучении необходимо окунуться в далекое прошлое и понять истоки этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей. А в осмыслении прошлого закладываются основа и перспективы развития будущего. 

Казахи — наследники великих цивилизаций. Они сумели пронести свое национальное «я» над всеми историческими пропастями и впадинами, сохранили его и приумножили.

Если проследить историю казахов по тем артефактам, которые собраны в нашем областном историко-этнографическом музее, то можно заметить, что вплоть до ХХ века культура казахов оставалась кочевой, но за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный, чем культуры ранее оседлых народов.

Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм как Запада, так и Востока. Поскольку жизнь и благополучие наших предков, кочующих в пойме реки Талас, зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки, особое внимание уделялось привитию этих качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием.

Например, на шильдехане — празднестве по поводу рождения сына — состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем не приметное имя для того, чтобы рос он здоровым и крепким, не привлекая к себе особого внимания.

Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу — укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набирался богатырского здоровья. Если будете внимательны, то найдете в зале этнографии и люльку, и другие аксессуары, используемые в уходе за ребенком в этом возрасте, и в воспитании у него необходимых качеств и навыков. Первые шаги ребенка освящались обрядом тусау кесу, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.

И вот наступил момент, когда мальчик может удержаться на коне. Это время обряда атка отыргызу — посадки на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы он как наследник умел не только держаться на коне верхом, но и метать копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5 — 7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они, по обычаю, должны организовать той — праздник, куда созывается много гостей, родственников, которые делают подарки ребенку и его родителям.

Почетное место среди национальных традиций занимают игры и праздники. Им до сих пор придается огромное общественное значение.

Возникновение их относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Рисунки с таких народных игр можно найти на камнях — наскальных рассказах древних художников. Игры и развлечения выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные функции. Широкую и универсальную функцию выполняли военно-спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения, охота), так и с хозяйственной деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, скачки, курес и другие. Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функцию входящих в систему поминальных и погребальных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламан байга, кокпар.

Очень радует, что в годы независимости казахи стали возрождать свои традиции, обряды и обычаи. К этому призывает нас и Лидер нации, Президент Нурсултан Назарбаев. По его убеждению, развитие человеческого капитала связано с совершенствованием системы образования, первоклассным здравоохранением и здоровой нацией, дальнейшим развитием нашей культуры и идеологии. Именно в этом состоит основной смысл программы «Рухани жаңғыру». Идеалом нашего общества, подчеркивает Елбасы в Послании «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции», должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный человек, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.

И задача музеев — не только хранить, но и пропагандировать все лучшее, что досталось нам от предков. Это наше бесценное богатство.

Галия АЛИМЖАНОВА,
исполняющая обязанности
директора
Жамбылского областного
историко-краеведческого музея

Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»