Свобода по правилам

Нововведения в системе высшего образования позволят студентам одной специальности дополнить свое образование другой специальностью.

Академическая самостоятельность — ключевой тренд развития вуза

В 78-м шаге Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ предусмотрено «поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета». В целях реализации данного шага в мае текущего года был принят закон, расширяющий академическую и управленческую самостоятельность казахстанских университетов. 

Ни в одной стране мира институциональная автономия не эквивалентна неограниченной независимости и не означает отсутствие правил. Все организации высшего образования работают по нормативно-правовым документам, которые, например, обеспечивают стандарты качества, порядок государственного финансирования, соблюдения трудового законодательства и т. д. Таким образом, институциональная автономия никоим образом не отменяет ответственность университетов за то, чтобы стремиться к самому высокому уровню профессионального качества и эффективно служить ключевым общественным целям.

У многих понятие автономии университета ассоциируется с американскими университетами. Существует три ключевые особенности американского высшего образования, которые позволяют пользоваться большей институциональной автономией, чем их коллегам по всему миру. Во-первых, это федеральная система, в которой ответственность за государственное образование возлагается на штаты. Во-вторых, система обеспечения качества, основанная на независимой экспертной оценке, ориентированной на академическое качество и его улучшение. И, в-третьих, система институционального управления, в которой попечительские советы назначают (а не избирают) ректоров и которая разделяет управление между факультетами и администрацией. Эти основные принципы являются гордостью академического сообщества и позволяют американскому высшему образованию процветать.

Европейские университеты также стараются наращивать потенциал институциональной автономии. Ежегодно Европейская ассоциация университетов для оценки уровня автономии вузов рассчитывает систему показателей по направлениям: организационная, финансовая, кадровая и академическая автономия. В области организационной автономии лидирует Великобритания: ее система высшего образования оценивается в 100 процентов по всем показателям. Это означает, что вузы могут принимать решение без вмешательства государства по всем аспектам, охватываемым этой областью автономии. Наименьшая степень автономии у университетов Люксембурга (34 процента).

В области финансовой автономии верхний кластер включает три страны (с оценкой выше 80 процентов): Люксембург, Латвия и Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

В области автономии персонала Эстония получает 100 баллов, что указывает на то, что университеты могут свободно принимать решения по всем аспектам кадрового обеспечения высшего образования, включая процедуры найма, увольнения и продвижения по службе, а также окладов сотрудников.

Следует отметить, что казахстанские университеты в определенной степени автономны по всем областям и занимали бы не последнее место в европейском рейтинге. Новые изменения в законодательстве еще больше усилят их автономию и самостоятельность. Вузы получат право самостоятельно определять порядок приема студентов и формировать контингент обучающихся, структуру и содержание образовательных программ, решать вопросы найма на работу, создавать новые юридические лица, привлекать доходы из иных источников и так далее. Ранее этими преимуществами обладали только национальные вузы.

Очень часто казахстанское высшее образование критикуют за то, что оно отстает от реальных потребностей общества и чересчур теоретизировано. С целью устранения дисбаланса между теорией и практикой в Таразском государственном университете имени М. Х. Дулати в течение многих лет образовательные программы разрабатываются совместно с работодателями, что позволило сформировать образовательную стратегию, ориентируясь на потребности регионального рынка труда и с учетом научных и образовательных компетенций преподавателей.

Новый подход к формированию образовательных программ позволит казахстанским вузам разрабатывать программы, совмещенные с программами европейских университетов (программы двойных дипломов). В настоящее время первые магистранты ТарГУ получили помимо дипломов нашего вуза дипломы Люблинского политехнического университета (Польша) и Алтайского государственного университета (Россия). Высшее образование во всем мире продолжает становиться более интернациональным и более конкурентоспособным. Вуз, устанавливая партнерские отношения с зарубежными университетами, создает для себя возможность интегрироваться в международное образовательное пространство.

Одним из самых привлекательных для молодежи изменений будет возможность формировать индивидуальную траекторию обучения по двум направлениям: углубленное и дополнительное освоение дисциплин. Это означает, что студенты одной специальности смогут дополнить свое образование по другой образовательной программе.

Организационная автономия реализуется через создание при вузах наблюдательных советов. Функционирование наблюдательного совета следует расценивать как ступень перехода к академической гибкости и внедрению основ корпоративного управления в университете. Посредством данного совета к управлению и контролю за деятельностью вуза привлекаются представители государственных органов власти (в том числе местных), бизнеса, общественности и другие лица. ТарГУ был в числе первых экспериментальных университетов, в которых в 2015 году были созданы наблюдательные советы. Подобные меры повышают конкурентоспособность и социальную ответственность учебных заведений.

Реформы в системе высшего образования продолжаются. Сегодня мы находимся в начале переходного периода на пути к многовекторной самостоятельности высшего учебного заведения. Государство оставляет за собой только функцию регулятора отношений между всеми субъектами образовательного процесса, и задача каждого университета — более полно реализовать принципы академической самостоятельности.

Эльмира ФАИЗОВА,
руководитель отдела Болонского процесса
и академической мобильности ТарГУ имени М. Х. Дулати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»