Священный инструмент

Мелодия как состояние души

Еще в детстве Аман Молдыбаев был очарован звуками домбры. Повзрослев и научившись играть на ней, он больше не расставался с инструментом. 

Уже много лет известный композитор, заслуженный деятель культуры РК, доцент кафедры «Музыкальное образование» Таразского государственного педагогического университета Аман Молдыбаев наставляет на профессиональный путь молодых музыкантов.

— Домбра — уникальный инструмент с особым характером. Она может передать голоса птиц, дуновение ветра, топот конских копыт. Две струны в руках умелого исполнителя могут поведать слушателям красивую легенду. Звуками домбры можно излечить человека, взбод-рить его, дать ему сил или растрогать. Вот какая великая сила заложена в этом инструменте! — говорит А. Молдыбаев.

Свою первую домбру он купил еще подростком. Причем деньги заработал сам: трудился на каникулах разнорабочим на фабрике ПОШ. Тогда он еще не знал ни названия кюев, ни их авторов. Не умел читать даже нот. Долгое время играл только на слух.

А в Джамбулском культпросвет-училище, куда он поступил, ему пришлось выбрать театральный факультет. Но игру на домбре он не бросил. Самостоятельно изучал историю создания кюев, узнавал новых композиторов, учился новым мотивам. Позже поступил на класс домбры Алма-Атинского музыкального колледжа имени П. Чайковского на заочный факультет. Ночью в учебном заведении работал сторожем, а днем вместе с очниками учился читать по нотам. Во время учебы в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы начал сам сочинять произведения.

После учебы играл в составе различных оркестров. В свое время в Джамбуле создал фольклорно-этнографический ансамбль «Әулие-ата өрендері». Гастролировал по респуб-лике, стране и миру.

— Уникальность домбры в том, что на двух струнах можно сыграть абсолютно любое произведение. Очень интересно на домбре звучат классическая музыка, песни других народов. И у иностранных слушателей это вызывает восхищение, — учит маэстро своих студентов.

Он преподает теорию музыки, сольфеджио, историю казахской музыки и, конечно же, учит играть на домбре.

— Домбра — это священный инструмент. Его звуками без слов можно описать что угодно. В каждом кюе своя история, в каждом из них заложен глубинный смысл. Недостаточно уметь играть на домбре. Рассказывая какую-то историю, важно передать настроение, атмосферу того времени, — говорит композитор.

Особую историю хранит и его известный кюй «Көне Тараз», написанный после трагических декабрьских событий 1986 года.

Слушаешь и представляешь бескрайнюю степь, высокие горы, табуны лошадей, дым очага перед юртой.

— Кюй рассказывает о мирной жизни. А в то время этого так не хватало,- говорит композитор.

Маэстро умеет играть еще на баяне и фортепиано. Но спутником жизни выбрал именно домбру.

— Когда мы говорим о таких народных композиторах, как Ахан-сері, Жамбыл, Біржан-сал, сразу возникают ассоциации, связанные с домброй. Этот удивительный инструмент был для многих неотъемлемой частью жизни. За годы независимости произошло возрождение самобытного народного искусства, а музыку казахских композиторов узнали и полюбили далеко за пределами республики. Учрежденный Национальный день домбры — это повод задуматься о значении инструмента в жизни народа, — говорит А. Молдыбаев.

Диана КАЛМАНБАЕВА,
Виктор БАРБАШ
(фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»