Талант сквозь века

Потомки помнят и гордятся наследием композитора

Гениальный композитор, кюйши, выдающийся дирижер, благодаря которому возродились древние исконно казахские музыкальные инструменты и зазвучали в едином оркестре, Халық ҚаҺарманы Нургиса Тлендиев внес огромный вклад в музыкальную культуру Казахстана. В память о нем по всей республике прошли культурные мероприятия. 

В Жамбылской областной школе-интернате, носящей его имя, прошла республиканская научно-практическая конференция «Наследие Н. Тлендиева и формирование казахстанского патриотизма». Сначала для гостей провели экскурсии по школьному музею. Затем участники конференции, организованной при поддержке респуб-ликанского движения «Ақ Орда» и международного общественного фонда имени Н. Тлендиева, говорили об уникальном таланте Н. Тлендиева.

Музыковед, член союза писателей Казахстана, заслуженный деятель, автор книги «Амре в Париже» Жаркын Шакарим по сей день бережно хранит аудиозапись интервью с Нургисой Атабаевичем, где композитор делится воспоминаниями о своей непростой жизни, о тяжелых событиях 30-х годов и Великой Отечественной войне.

По словам Ж. Шакарима, с музыкой Нургиса Тлендиев подружился уже в детстве. Он родился в музыкальной семье, вырос среди таких великих корифеев того времени, как Куляш Байсеитова, Каныбек Байсеитов, Евгений Брусиловский, Садык Мухаметжанов, Латиф Хамиди. Они были его наставниками.

— Многие свои произведения Нургиса Атабаевич творил «по заказу» партии (время было такое), но в душе переживал о том, что необходимо было сохранить нацио-нальное казахское звучание родных мелодий и кюев. Нургиса Атабаевич очень грамотный и талантливый дирижер. Для меня лично он — первый, — поделился Ж. Шакарим. — Возглавляя академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы с 1961 по 1964 год, Н. Тлендиев продолжал дело своего учителя Ахмета Жубанова и воплощал идею о слиянии мягкого и мелодичного звучания традиционных мотивов казахского народа и мощного, многоголосого оркестрового исполнения. В своих произведениях композитор вписывал вековые мелодии степи в строгую и академичную ритмику оркестровой музыки.

Как рассказал Ж. Шакарим, детище музыканта — оркестр «Отырар Сазы» был создан на базе небольшого экспериментального ансамбля, инициированного известным этнографом и музыковедом Болатом Сарыбаевым. Многие из инструментов были уникальными, воссозданными современными мастерами по образцам, найденным в ходе раскопок средневекового Отрара. Среди них саз сырнай (духовой инструмент) и сыбызгы (казахская флейта). В ансамбль приглашали музыкантов, которые умели играть на похожих инструментах и желали обучиться чему-то новому, ведь на многих из них не играли веками.

Загоревшись смелой идеей ученого-экспериментатора, Нургиса Тлендиев с удовольствием принял его предложение возглавить ансамбль и стать его дирижером. Благодаря ему оркестр зазвучал по-настоящему.

Директор международного общественного фонда имени Н. Тлендиева, академик Международной академии информатизации Оралжан Масатбаев вспомнил о своих первых впечатлениях от выступления оркестра «Отырар Сазы».

— Нургиса Атабаевич был словно полководцем, а музыканты — его солдатами, которые четко и слаженно шли к единой цели — донести зрителю главную мысль того или иного произведения. Он открыл новый путь звучания оркестра — қонырың дыбысы. Помню его горящие глаза и перебор пальцев, хождение нижней челюсти: дирижер и телом, и душой проживал каждое музыкальное произведение, — сказал О. Масатбаев.

Студенты, которые учились у Н. Тлендиева, музыканты, мечтавшие попасть в «Отырар Сазы», а также его современники — гости таразской конференции вспоминали, что Нургиса Атабаевич обладал потрясающей харизмой, умением зарядить музыкантов на игру. Ощущалась его доброта и забота, хотя как руководитель он мог быть и очень суровым.

Участники конференции сочли символичным, что конференция в память о композиторе прошла на древней земле Тараза и в школе, названной в его честь. Сегодня здесь воспитываются не менее талантливые последователи творчества великого композитора. К примеру, гордость и честь школы выпускник Жалгас Айткул обладает не только прекрасными вокальными данными, что подтверждают многочисленные призовые места в песенных конкурсах, но и поэтическим даром. Фольклорно-этнографический оркестр «Нұр-Ата» под руководством Кудайбергена Нурманова исполнил известные произведения Нургисы Тлендиева.

По словам директора учебного заведения Ельмиры Жаксылыковой, педагоги проводят большую работу, результат которой — победы воспитанников на различных областных, республиканских и международных конкурсах. Немалую помощь в их воспитании оказывает и школьный музей, где можно найти удивительные факты из истории Казахстана и, конечно же, биографии и творческой деятельности великого композитора Нургисы Тлендиева.

— Хочется похвалить воспитанников школы-интерната за грамотность, знание истории родного края, — поделился впечатлениями заместитель председателя республиканского движения «Ақ Орда» Канат Мусагулов. — Удивительно то, как в такой небольшой комнате удалось уместить всю историю Казахстана. Причем немало экспонатов сделано руками самих школьников. Спасибо коллективу и его руководителю за их труд в воспитании молодых патриотов.

Как отметил О. Масатбаев, конференция даст старт реализации крупного проекта «Наследие Нургисы Тлендиева и новый казахстанский патриотизм».

— Надеемся, в его реализации активное участие примут музыкальные школы, высшие учебные заведения и другие заинтересованные структуры. Идея проекта базируется на крылатой фразе Президента страны Нурсултана Назарбаева: «Быть патриотом Родины — это беречь в своем сердце весь Казахстан» и концепции о патриотизме Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы: «Патриотизм не выражается словами «Я люблю Родину и готов отдать за нее жизнь». Любовь к своей земле нужно доказать делами. Я выстрадал убеждение, что любовь к Родине начинается с любви к родителям, братьям и сестрам, своему аулу, городу, где родился и вырос, к своей нации. Тот, кто не уважет камень своего аула, не сможет уважать и горы другого аула. Священная дружба народов вырастает именно на этих чувствах», — сказал О. Масатбаев.

Как отметили участники конференции, впереди еще очень много работы по исследованию творчества Нургисы Тлендиева, в том числе поиск полного архива его неоконченных произведений, а также постановка оперы «Алтын Таулар».

Наталья КОРНЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»