Тестовый вариант

Автобусный парк Тараза нуждается в обновлении.

На общественном транспорте пытаются внедрить систему электронного билетирования

В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отмечается необходимость развития транспортной инфраструктуры. Оно и понятно, ведь живем мы в XXI веке, люди хотят ездить в комфортных, технически исправных автобусах. 

К сожалению, работа общественного транспорта города Тараза пока вызывает у жителей и гостей областного центра лишь раздражение и негодование. Местные власти знают об этой проблеме и уже не первый год пытаются ее решить.

Сегодня пассажирскими перевозками в Таразе занимаются 10 компаний. Автобусный парк состоит из 670 машин, многие из которых морально и физически устарели. Почти 30 процентов автобусов эксплуатируются 7 — 12 лет. Правда, в минувшем году перевозчики приобрели более 40 новых автобусов. Но частичные меры, как выясняется, существующей проблемы не решают.

По словам перевозчиков, у них не хватает средств на обновление автопарка и выплату достойной зарплаты работникам. А все потому, что ныне действующий тариф в 65 тенге не оправдывает затрат на техобслуживание транспорта и горючее, ведь запчасти и топливо за последнее время заметно подорожали. По причине низкой заработной платы квалифицированные специалисты уехали работать в большие города. На их место пришли молодые неопытные водители. И, как следствие, с их стороны допускается множество нарушений, которые периодически фиксируются сотрудниками дорожно-патрульной службы департамента полиции. А в период проведения оперативно-профилактических мероприятий «Автобус» на таразских водителей, допустивших различные нарушения при управлении транспортом, составляются десятки административных протоколов.

Специалисты транспортной сферы считают, что существующие проблемы надо решать не административными, а правовыми мерами с учетом сложившейся экономической ситуации на рынке пассажирских перевозок. Горакимат, говорят они, должен выбрать какое-нибудь оптимальное решение: дать согласие на повышение тарифа или же субсидировать пассажирские перевозки из бюджета.

В принципе, понимают это и местные исполнительные органы. Но в интересах населения они не спешат поднимать стоимость проезда, поскольку доходы таразцев остаются низкими относительно показателей по стране. В Таразском городском акимате, а также в областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог считают: прежде чем повысить тариф, необходимо провести хронометраж на маршрутах с целью установления реального объема пассажиропотока.

И вот, похоже, первый шаг в этом направлении сделан. На минувшей неделе в общественном транспорте Тараза в рамках пилотного проекта началось внедрение электронной системы билетирования. Это новшество пока отрабатывается только на одном из городских маршрутов.

По словам руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бахытжана Жанибекова, со временем проектом предполагается охватить все автопарки. Специальные валидаторы пока на руках у кондукторов, позднее они будут установлены в салоне. Эффективность системы будет отслеживаться в течение месяца. Следующий шаг — отработка организационных и финансовых вопросов по ее внедрению в рамках государственно-частного партнерства по примеру Астаны и Алматы.

Отзывы таразских пассажиров о внедрении электронной системы билетирования в целом положительные. Они говорят, что это удобно, поскольку можно будет рассчитываться не только наличными, но и по карточке. Внедряемое новшество также позволит отслеживать пассажиропотоки и объемы поступающих от них денег.

С внедрением новой электронной системы оплаты горожане на себе почувствуют комфорт и выгоду, уверяют специалисты. Однако говорить об этом, наверное, все-таки рано, поскольку культура обслуживания в общественном транспорте, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Каждый житель Тараза, пользующийся услугами автоперевозчиков, скажет, каково это — ездить в городских автобусах. Даже если не получишь каких-либо травм, то нервное потрясение непременно испытаешь.

Внедрение новых технологий, конечно, надо только приветствовать. Но одновременно с этим руководителям сферы пассажирских услуг следует добиваться, чтобы перевозчики с ответственностью относились к делу, соблюдали договорные обязательства, не нарушали правил обслуживания людей. То самое качество жизни, о котором говорится в Послании Президента, — это не размытое понятие. Оно включает в себя и такие критерии, как технически исправный транспорт, чистота в салоне автобуса, вежливость и учтивость обслуживающего персонала.

Кукен ОРШАБЕКОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту