В ожидании закона

800x2eaf938

Учтёт ли Парламент предложения профсоюзов?

Профсоюзы не согласны с упразднением института общественных контролеров на предприятиях и внесли по ряду норм проекта нового Трудового кодекса свои возражения и предложения. Какие — об этом наша беседа с председателем территориального объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Жамбылской области» Бахыт Сапарбаевой. 

— Бахыт Косалыевна, до недавнего времени контроль за соблюдением трудового законодательства на производстве осуществляли общественные инспекторы по безопасности и охране труда. В новом проекте кодекса их предлагается заменить производственным советом. Почему профсоюзы против таких нововведений, так ли это принципиально?

— Вывод института общественных контролеров из системы контроля отрицательно скажется на безопасности труда работников предприятий. Во-первых, эти новации направлены на ограничение прав профессиональных союзов и наносят серьезный ущерб их полномочиям и авторитету. Во-вторых, в производственные советы на паритетной основе будут входить не только представители работника, но и работодателя, естественно, соподчиненные ему, то есть, по сути, от него зависимые. Скажу больше: в первоначальной редакции проекта вообще отсутствовал общественный контроль по соблюдению трудового законодательства в организациях. В направленной Парламенту уже учтены предложения профсоюзов о возложении общественного контроля на республиканские, отраслевые, региональные объединения работников на условиях, закрепленных в соглашениях и коллективных договорах.

— Какими правами и полномочиями обладают общественные инспекторы?

— Общественный инспектор уполномочен участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, от результатов которого будет зависеть, станет ли работодатель выплачивать пострадавшему пособие по утрате трудоспособности или нет, в проводимых государственными инспекторами комплексных проверках состояния безопасности и охраны труда. Имеет право получать информацию и разъяснения, в том числе в письменном виде, от работодателей и иных должностных лиц организации.

— В чем заключалась принципиальная разница между старым и новым вариантом кодекса, что не устраивало?

— В предлагаемой нами редакции представители работников и их полномочия рассматриваются с учетом Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах». Здесь отражены также права работников, не являющихся членами профсоюзных организаций и не принимавших участия в избрании выборных представителей работников. Как показывает практика, основными причинами конфликтов в сфере безопасности и охраны труда являются отстраненность работников от вопросов совершенствования норм и правил, неразвитость общественных институтов, стимулирующих инициативу работников. Поэтому профсоюзы и предлагают усилить полномочия и ответственность общественных инспекторов, повысить степень их независимости, защитить от административного нажима работодателя и в целом упрочить их статус авторитетного представителя работников. В данное время в стране более 18 тысяч общественных инспекторов, которыми выявлено более 153 тысяч нарушений, из них устранена 121 тысяча.

— Во взаимоотношениях работодателя и работника есть еще одно действенное звено — отраслевые и региональные трехсторонние комиссии по социальному партнерству, которые тоже могут заниматься вопросами безопасности и охраны труда.

— Их прерогатива — обеспечение стабильности в трудовых коллективах, проведение консультаций по регулированию трудовых правоотношений, сохранение социальных гарантий и достойной оплаты труда работников. А проблемы безопасности и охраны труда и защита прав работников перед работодателем и государственными органами в большей мере присуща профсоюзам. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» снова подчеркнул важную роль профсоюзов и призвал их взять на себя задачу общественного контроля по соблюдению трудового законодательства на всех предприятиях.

О важной миссии профсоюзов говорилось и на обучающем семинаре в Токио в июле нынешнего года, где мне довелось участвовать по приглашению Японского международного фонда труда. Там отмечалось, что с учетом глобализации движущей силой должны стать прирост рабочей силы и капитала, повышение уровня доходов граждан и растущий средний класс. Конфедерация профсоюзов Японии объединяет 6 миллионов 750 тысяч человек. Есть еще одна крупная организация — Японская федерация союзов работников базовых отраслей промышленности. Действует трехсторонний консультативный совет, в состав которого входят представители работодателей, работников и общественности, и система Юнион шоп, когда работодатель и профсоюз заключают соглашение об автоматическом включении в профсоюзы работников крупных предприятий. Охват предприятий — 90 процентов. Кроме того, профсоюзная тематика включается в конкурс по государственным закупкам.

В общем, отстаивая хорошо зарекомендовавший себя институт общественных контролеров и права работников, казахстанские профсоюзы параллельно могут внедрять и новые передовые формы работы.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»