В своём мире

Воспитанники школы-интерната для детей с ограниченными возможностями подарили участникам конференции и себе праздник.

Особенности развития не должны мешать радоваться жизни

Мировое сообщество обеспокоено ростом числа детей с аутизмом. Эта болезнь проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга, в плане социального взаимодействия, сложности повседневного общения и нестандартном способе обработки информации от органов чувств. 

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года 2 апреля объявлено Всемирным днем распространения информации о проблемах аутизма. В Таразе эту дату отметили рядом мероприятий. Активно проявила себя студенческая молодежь.

С раннего утра волонтеры из Таразского государственного педагогического университета раздавали горожанам информационные листовки. Не отставали и школьники. В городской общеобразовательной школе № 25 они провели флешмоб и конкурс рисунков на асфальте на тему «Мәңгілік Қазақстан». Но основное мероприятие состоялось в областном центре проведения школьных олимпиад и внешкольных мероприятий. Здесь прошла областная конференция на тему «Аутизм. Мүмкіндіктер әлемі» («Аутизм. Мир возможностей»).

В Жамбылской области из 7911 детей с особыми образовательными потребностями 125 страдают аутизмом. На конференции обговорили возможности оказания помощи лицам, страдающим аутизмом, и попытались найти способы улучшить качество их жизни.

— О таких детях говорят, что их глаза смотрят внутрь себя, что они так устроены. Свет для них слишком яркий, окружающие звуки очень громкие, а прикосновения слишком чувствительные, — говорит заведующая областной психолого-медико-педагогической консультацией управления образования акимата области Айгуль Медетбекова. — Одни ученые считают, что причина аутизма кроется в генетике, другие утверждают, что это сбой на нейробиологическом уровне. Но конкретного ответа медицина пока не дает.

— Хоть в числе страдающих аутизмом есть люди разных возрастов, особое внимание мы уделяем все же детям, — говорит доцент кафедры «Специальная педагогика» Таразского государственного педагогического университета Айман Калматаева. — Если еще пять лет назад, по данным ВОЗ, с отклонениями в развитии рождался каждый 88-й ребенок, то сейчас — каждый 68-й. Ежегодно количество детей, рождающихся с разными формами аутизма, увеличивается на 13 процентов. Это большая проблема для детей, их семей и общества во всем мире.

А. Калматаева отметила, что их кафедра готовит педагогов, которые будут помогать детям с отклонениями в развитии получать полноценное образование по специально разрабатываемым индивидуальным программам.

— Что такое аутизм, не совсем понятно даже людям, которые пишут на эту тему научные работы. Мы стараемся помочь таким детям и уже имеем положительные примеры. Реабилитационный кабинет в Байзакском районе посещает 11-летний мальчик, который благодаря специалистам практически адаптировался к жизни среди своих сверстников, у которых нет такой проблемы, — рассказала психолог Дана Абишева.

По ее словам, в реабилитационном центре занимаются 13 ребят-аутистов, но общее количество больных с таким диагнозом в районе никто не подсчитывал.

О положительных результатах, которые дают уроки в реабилитационных кабинетах, говорили и родители детей с аутизмом.

— Если грамотно подойти к проблеме своего ребенка, можно достичь отличных результатов, — считает Сауле, мама 11-летнего Асета. — Мы уже полгода посещаем коррекционный центр «Мирас». Здесь для каждого ребенка разрабатывают индивидуальную программу реабилитации. Асет долго не хотел разговаривать, а теперь посещает обычную общеобразовательную школу, в которой есть коррекционный класс. Учится хорошо, на равных общается с одноклассниками. Хотелось бы поддержать родителей детей-аутистов и сказать им: не опускайте руки, будьте сильными, ваша поддержка и работа специалистов обязательно дадут положительный результат! Я это знаю на собственном примере. Сколько пришлось мне пережить! До двух лет Асет развивался как обычный ребенок его возраста, и лишь потом я стала замечать, что с ним что-то не так.

Она считает, что наше общество еще не готово к лояльному отношению к таким детям.

— В лучшем случае люди не реагировали на нас, но чаще проявляли открытую нетерпимость. В автобусе пассажиры отворачивались или делали мне замечание: «Если у вас такой неуравновешенный ребенок, не пользуйтесь общественным транспортом», — рассказывает Сауле.

Через коррекционный центр «Мирас» проходят десятки детей. С ними работают психологи, учителя-дефектологи, физиотерапевты, учат разговаривать, читать, писать, но главное — не бояться контактировать с миром.

Представители управления образования сообщили участникам конференции, что в целях создания условий для детей с особыми образовательными потребностями в 2019 году ведомство, Центр реабилитации Нур-Султана и корпоративный фонд «Болашақ» подписали меморандум о сотрудничестве. В его рамках в 2019 — 2020 учебном году в двух средних школах Тараза реализуется проект «Каждый ребенок достоин школы».

Результаты работы жамбылских педагогов с детьми-аутистами участники конференции увидели во время концерта, подготовленного воспитанниками школы-интерната для детей с ограниченными возможностями. А в фойе зала, где проходила конференция, были выставлены рисунки «особенных» ребят.

Василий МАЗУР,
Айгерим ИЕМБЕРДИЕВА (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту