В условиях нового времени

Модернизация начинается с образования

Происходящие изменения в структуре и содержании образования правильнее назвать не реформой, а скорее модернизацией (осовремениванием), цель которой — создание механизма эффективного функционирования образования как приоритетной и системообразующей отрасли казахстанского общества.

В последнее время в СМИ стали появляться публикации критического содержания, в которых выражается несогласие с нововведениями, реализуемыми Министерством образования и науки Республики Казахстан. Эта критика вызвана в большей степени непониманием проводимой политики.

Происходящие сегодня в республике процессы системного обновления, вызванные новой глобальной реальностью, выдвигают конкретные задачи по модернизации экономики и общества в целом. И при переходе от индустриального общества к обществу информационному процессы порождения, распространения и использования знаний становятся ключевыми. Начинать следует с модернизации образования, поскольку оно касается каждого казахстанца и является главным фактором политического, социально-экономического развития и национальной безопасности государства.

Махметгали САРЫБЕКОВ, ректор Таразского государственного университета имени М. Х. Дулати

По данным Программы развития ООН, Казахстан является страной с высоким уровнем человеческого капитала. Грамотность взрослого населения достигает 99,7 процента (для сравнения: в странах ОЭСР этот показатель составляет в среднем 94 процента). Несмотря на это, в рейтинге Всемирного экономического форума по Индексу глобальной конкурентоспособности позиция Казахстана не была статична: в 2014 году — 50-е место, в 2015 году — 42-е, в 2016 году — 53-е место. В 2016 году из 12 факторов конкурентоспособности по показателям образования и науки по пяти наблюдается улучшение позиций Казахстана, в том числе «Доступ к Интернету в школах» (+12), «Качество научно-исследовательских организаций» (+18), «Качество математики и естественнонаучного образования» (+2), «Степень подготовки персонала» (+7), «Доступность ученых и инженеров» (+6).

Основная задача вуза - подготовка конкурентоспособных, инициативных, мобильных специалистов.

Согласно стандартам ОЭСР для повышения конкурентоспособности человеческого капитала ежегодные государственные расходы на образование должны составлять пять — шесть процентов от ВВП. В Казахстане этот показатель в период с 2011 по 2015 год находился в диапазоне 3,5 — 4 процента. Ситуация изменилась в 2016 году, когда расходы государственного бюджета на образование составили 1,67 триллиона тенге, увеличившись на 22 процента по сравнению с 2015 годом.

Резкий рост обусловлен стартом реализации Государственной программы развития образования и науки, рассчитанной на 2016 — 2019 годы, задачами которой являются увеличение доступности и качества образования путем модернизации содержания и улучшения качества педагогического состава с учетом потребностей приоритетных направлений экономики страны. В 2016 году на цели программы было выделено 433 миллиарда тенге, что составляет 25 процентов всех средств, выделяемых на образование. В 2017-м выделяется еще 326,1 миллиарда тенге за счет госбюджета, а также 3,4 миллиарда тенге внебюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства и лизинга.

За последние несколько лет совместно со Всемирным банком были разработаны три программы в сфере образования, которые интегрированы в госпрограмму: «Развитие трудовых навыков, соответствующих требованиям рынка труда», «Модернизация среднего образования» и «Стимулирование продуктивных инноваций» с общей суммой финансирования 376 миллионов долларов.

Сегодня образование превращается из затратной сферы в мощнейший фактор развития экономики, обеспечивающий воспроизводство решающего ресурса развития общества — человеческого капитала. И эта ответственная миссия может быть реализована только посредством повышения качества образования на всех его уровнях.

Процессы глобализации и технологической модернизации способствуют возникновению новых направлений знаний и устареванию или практической ненужности существующих. Это может привести к тому, что в ближайшие десятилетия определенная часть существующих профессий исчезнет. В таких условиях университеты должны предложить новые форматы обучения, направленные на качественно новый уровень подготовки казахстанских специалистов, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знаний.

Меняются миссия и функции вузов как значимых субъектов социально-экономического развития государств. Они становятся локомотивом развития не только образовательной системы, но и общества в целом.

Модернизация современной казахстанской системы образования началась с присоединения страны к Болонскому процессу, который выделил проблему создания европейского региона высшего образования в качестве ключевого момента для развития мобильности граждан, их востребованности и глобального развития континента.

Сегодня конкуренция между университетами как внутри страны, так и между государствами претерпела изменения, наполнилась новым содержанием. Академическая глобализация побуждает вузы быть более предприимчивыми и принимать активное участие в борьбе за студентов, наиболее успешных преподавателей, конкурировать за гранты на научные исследования, а для этого они должны иметь управленческую и академическую самостоятельность в реализации своей деятельности.

Именно поэтому в Закон Республики Казахстан «Об образовании» внесены поправки в части расширения академической, управленческой и финансовой самостоятельности высших учебных заведений.

Таразский государственный университет имени М. Х. Дулати как один из ведущих региональных вузов успешно реализует парадигму «Образование на протяжении всей жизни» и ставит задачу подготовки конкурентоспособных, инициативных, мобильных специалистов.

На протяжении последних трех лет университет уверенно занимает шестую позицию согласно Национальному рейтингу Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании среди лучших многопрофильных вузов Казахстана.

Научно-методический, культурно-информационный, материально-технический и кадрово-педагогический потенциал и ресурсы, которыми обладает университет, позволяют прогнозировать, что к 2020 году он будет представлять собой современный образовательно-научный, инновационно-интеллектуальный и культурно-просветительный центр южного региона.

ТарГУ имеет обширные международные связи в сфере образования, науки, экономики и бизнеса с ведущими учебными, научными, правительственными и неправительственными организациями стран ближнего и дальнего зарубежья. Заключены 63 меморандума и договоры о взаимном сотрудничестве с иностранными вузами.

В рамках соглашения с Люблинским политехническим университетом (Польша) внедрены программы двудипломного образования — магистерская программа по специальности «Автоматизация систем управления коммуникациями» и докторская программа по специальности «Информационные системы и автоматизация».

В соответствии с приказом Минобразования и науки РК № 237 от 23 мая 2017 года ТарГУ получил право на реализацию с 2017 — 2018 учебного года образовательной экспериментальной программы бакалавриата по специальности «Мехатроника».

Мехатроника — это новая область инженерии, объединяющая электронику, механику, компьютерные и информационные технологии. Она позволяет проектировать, развивать и применять интеллектуальные устройства в смежных, междисциплинарных областях науки и техники моделирования и, по данным ЮНЕСКО, входит в десятку самых востребованных и перспективных специальностей в мире.

В свете реализации программы развития образования РК на 2016 — 2019 годы и культурного проекта «Триединство языков в Республике Казахстан» в вузе ведется планомерная работа по формированию эффективной системы трехъязычного образования, и сейчас по 13 специальностям студенты обучаются в полиязычных группах.

Модернизация образовательных процессов обусловливает необходимость совершенствования качества профессорско-преподавательского состава вуза. В современных реалиях к основной образовательной функции вуза, включающей в себя преподавание и обучение, добавляется функция создания и развития интеллектуального капитала страны через развитие инновационной деятельности.

ТарГУ как ведущий многопрофильный вуз активно содействует созданию высоких технологий и продвижению инновационной культуры, управлению потоками знаний и технологий между университетом и бизнес-структурами региона. Созданный при университете технологический бизнес-инкубатор является примером успешной интеграции в рамках системы «вуз — наука — производство».

В качестве приоритетных направлений модернизации системы высшего образования в Казахстане можно выделить внедрение программ профессионально-компетентностного подхода в вузовском образовании с учетом социального заказа в рамках создания инновационной образовательной системы международного типа; обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание современных университетских комплексов; переход на качественно новые модели образования (оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями, практикоориентированность образовательного процесса в вузе); индивидуальный подход к организации процесса обучения с учетом личных возможностей и потребностей студента в рамках условий, определяемых вузом; открытость и рациональность организационной структуры вуза; повышение конкурентоспособности учреждений образования на рынке образовательных услуг (с этой целью разработка вузом эффективной имиджевой политики и маркетинговых стратегий по ее реализации); совершенствование вузовского менеджмента на принципах открытости и демократизации и формирование высокой корпоративной культуры; дальнейшая интернационализация образования в вузе через процессы академической мобильности студентов и преподавателей, интернационализации студенческого контингента и инновационного педагогического опыта; повышение статуса вузовской науки в рамках расширения процессов коммерциализации научных достижений, интеграции университетской науки, бизнес-среды и производства.

Системная модернизация образования как важнейшего социального института является одним из наиболее эффективных средств модернизации общества. Президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».

Махметгали САРЫБЕКОВ,
ректор Таразского государственного университета
имени М. Х. Дулати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту