Вечная спутница казаха

Олицетворение народного духа

В статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорится о том, что первое условие модернизации нового типа — это сохранение своей культуры, собственного национального кода. 

«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды — одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами», — отмечается в статье. И не случайно Указом Главы государства первое воскресенье июля объявлено Национальным днем домбры. Нынче этот праздник будет отмечаться впервые.

Как известно, в 2007 году отечественные ученые определили семь уникальных культурных явлений, оказавших большое влияние на развитие, духовное в том числе, становление Казахстана и его народа. В этот список вошли домбра, наскальные рисунки урочища Тамгалы, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, наскальные мечети Мангистау, казахская юрта, монумент «Байтерек», иссыкский «Золотой человек».

В 2010 году домбра занесена в Книгу рекордов Гиннесса. По некоторым данным, этот уникальный инструмент имеет 4000-летнюю историю. Так, в конце 80-х на плато Майтобе, что в Алматинской области, ученые обнаружили наскальный рисунок, на котором были запечатлены танцующие люди и музыкальный инструмент, сильно напоминающий домбру. Эта уникальная находка, датируемая эпохой неолита, хранится в алматинском музее народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. В народе о домбре сложено бесчисленное количество мифов и легенд.

С древних времен домбра сопровождала казахов и в радости, и в горе, рассказывая в мелодиях историю народа, его традиции и незыблемые ценности. А искусство игры на этом инструменте и кюи, словно семейная реликвия, бережно передавались от отца к сыну.

Одним из величайших домбристов, оказавших большое влияние на развитие казахской народной музыкальной культуры, безусловно, остается Курмангазы. Его бессмертные кюи, такие как «Сарыарқа» и «Адай», востребованы любителями музыкального искусства и в наши дни. До сегодняшнего времени сохранилось около 60 кюев, написанных гениальным композитором.

Имя его самой известной ученицы Дины Нурпеисовой, отличившейся талантом и виртуозной игрой на домбре, так же, как и ее учителя, золотыми буквами вписано в летопись казахской музыки. Свой последний концерт она отыграла в 91 год.

Еще один яркий представитель домбровой музыкальной культуры Казангап также с детства проявлял большой интерес к музыке. По некоторым данным, его авторству принадлежит свыше 120 кюев.

До последних дней своей жизни не расставался с домброй великий Жамбыл. А наш знаменитый земляк Кенен Азербаев на этом простом двухструнном инструменте создал около 150 музыкально-поэтических произведений, многие из которых и сегодня звучат на народных праздниках и на большой сцене.

Новой страницей в истории казахской музыки стало творчество величайшего композитора Нургисы Тлендиева. На домбре он создал около 500 произведений. Наиболее известные из них — кюи «Аққу», «Ата толғауы», «Махамбет» и другие.

Славные музыкальные традиции сегодня успешно продолжают современные исполнители и композиторы. В Жамбылской области яркими авторами музыкальных произведений на домбре являются Абдимомын Желдибаев, Аман Молдыбаев, Сарсен Кузербаев, Амир Уашев и другие талантливые музыканты.

Интерес к домбре и ее популярность никогда не угаснут. Сегодня все большее число молодых людей виртуозно владеет этим инструментом, что не может не радовать. Ведь домбра, по образному выражению поэта, это и есть сама суть казаха, его душа и мировоззрение.

Токен ЕРКИНОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»