Века, овеянные славой

Достойное прошлое светлое будущее

Казахский народ — законный наследник племен саков, гуннов, тюрков, заполнявших просторы Евразии гулом конских копыт, пишет в аннотации к своей книге «Исторические тайны казахов» писатель Бекжан Аденулы. История нашего народа, из которого вышли многие великие государственные деятели и славные батыры, знаменитые ораторы и полководцы, уходит своими корнями в глубину веков. 

Хорошим поводом для переосмысления своего прошлого являются исторические даты. В их череде особое место занимает 550-летний юбилей Казахского ханства, отмечаемый в эти дни на земле древнего Тараза.

Один мудрый человек однажды сказал, что гражданина, истинного патриота воспитывают не науки, его воспитывают история, литература, родной язык.

К сожалению, долгое время наша история утаивалась от нас самих, а то, что дозированно преподносилось, было искажено. Школьная программа по этому предмету изобиловала в основном сказаниями о чужеземных героях и предводителях. Попытки искоренить народную память, затуманить национальное сознание предпринимались и при царском самодержавии, и при советском строе.

Историческая правда восторжествовала лишь с обретением независимости. Народная память воскресила имена своих славных сынов, а летописи рассказали об их свершениях.

Более пяти столетий назад в Великой Степи образовалось собственно казахское государство. Во многих летописях это событие датировано 1465 годом. С этого времени само имя «қазақ», претерпевшее сложный период трансформации от первоначального социального значения до этнического содержания, становится именем народа.

Казахское ханство образовалось в сложный и тяжелый период истории Степи. Уже был налицо окончательный распад великой империи кочевников Евразии — Золотой Орды. Попытки ее возрождения не привели к положительным результатам. В 60-х годах ХV века большой раскол произошел и в государстве Абилхаира. Часть кочевых племен во главе с султанами Жанибеком и Кереем, недовольные существующим правлением, откочевали в Моголистан.

Такого рода внезапные откочевки, подальше от власти правителя в Дешт-и-Кыпчак и Жетысу, в то время были формой протеста и сопротивления. Керей и Жанибек показали себя хорошими стратегами и все рассчитали очень точно. Народ Степи устал от грабежей и распрей. Люди хотели стабильной мирной жизни под началом сильных и умных предводителей, которые могли бы защитить своих подданных от разбоя.

Несомненно, братья-соправители обладали определенной харизмой, кочевники верили им, тянулись к ним. К ним стекались все, кто пострадал от Абилхаир хана, от распрей и самодурства других чингизидов. Вслед за главным караваном все шли и шли аулы.

Вот как описывает этот исторический период писатель Бигельды Габдуллин в своей книге «Великое кочевье».

«Они прошли долиной Чу, вступили в Семиречье. А где-то далеко на Западе, в низовьях Едиля и вдоль Жаика, уже столетиями кочуют казахские аулы. Нужно дотянуться и до них, чтобы они почувствовали, что движутся в одном потоке со всем народом казахской Степи. Их тоже необходимо взять под свое крыло, ибо и там есть многоопытные и бывалые соседи, которые готовы прибрать к рукам удобные места кочевок казахов, да и самих казахов — простодушных и открытых миру детей Великой Степи…

Пройдет несколько лет, и непривычное до того словосочетание «узбеки-казахи» (весьма органичное до той поры, пока Абилхаир держал при себе этих необузданных аргынов и кипчаков) лишится неуместного приложения. Останется одно понятие — «казахи». А племена и царства, живущие окрест Степи, вдруг увидят народ, назвавшийся этим именем. Народ, с которым будет невозможно не считаться».

Существование государства уже в зачаточном состоянии требовало принятия порою жестких и непопулярных мер. И, быть может, главная заслуга первых казахских ханов в том-то и состояла, что они впервые в истории Степи сумели внушить народу, что интересы государства и нации превыше личных.

Усилению Казахского ханства способствовало и появление первых законодательных актов, регулирующих общественные отношения. Это важное событие источники связывают с именем Касым хана, сына Жанибека.

Выдающимся деятелем казахского государства зарекомендовал себя Тауке хан. С его именем связано укрепление государства, утверждение внешнеполитических позиций в системе международных отношений.

Яркой политической фигурой своего времени был Абылай хан. Во внутренней политике он придерживался линии укрепления ханской власти как олицетворения централизованной системы управления в государстве. Поэтому он нередко усмирял своеволие родоначальников и султанов, ограничивал полномочия третейских судей. Он сыграл огромную роль в объединении всех трех казахских жузов против Джунгарского ханства и Китайской империи.

В первой четверти ХIХ века Российская империя все более проникала в глубь казахских степей. Колонизация вызывала массовые протесты казахов. Именно в этот период в ходе национально-освободительной борьбы в политические лидеры своего народа выдвинулся хан Кенесары. Современники отмечали его ум, сметливость и прирожденные качества предводителя.

Период Казахского ханства — это героическая эпоха народа Алаша. Вся жизнь ханов прошла в непрерывной борьбе за независимость. Четверо из первой «обоймы» казахских ханов погибли на поле боя.

Выступая на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства, Глава государства Нурсултан Назарбаев сказал: «Нам дорога каждая страница родной истории, написанная потом и кровью наших великих предков. Казахстанцы всегда будут ими гордиться».

Нам действительно есть чем гордиться. Несмотря на различные перипетии истории, внешние и внутренние угрозы, наши предки смогли сохранить территорию, которая вмещает в себя пять Франций. Причем без захватнических войн, а наоборот, защищая ее от всех, кто в разные перио-ды посягал на нее. Мы смогли сохранить единство казахской нации. На такой огромной территории мы смогли сохранить единый язык, единый фольклор, единую культуру и традиции. Очень важно, что на нынешнем этапе своей истории казахи смогли превзойти численность населения, которая у нас была до 1917 года. Почему обозначается такой своеобразный рубеж? Потому что после него наш народ пережил такие трагические катаклизмы, что можно только удивляться, как нам вообще удалось сохраниться в истории. Нас рвали на части, терзали, порой просто истребляли, но мы выстояли и утвердились.

После всех пережитых невзгод и бед, голодоморов, революций и войн мы имеем право занять достойное место в истории. Наш народ под руководством своего Первого Президента Нурсултана Назарбаева выполнил великую миссию: завершил процесс созидания государственности, которая признана всем миром. Вековая мечта наших предков о создании вечного народа, вечного государства сегодня получает новое звучание в Общенациональной идее «Мәңгілік Ел».

Кукен ОРШАБЕКОВ

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»