Вложение в будущее

На нужды образования направлено 75 миллиардов тенге

Учебный год не чета календарному, и вторая половина августа для учителей — самое время подвести итоги и проверить готовность перед началом очередного школьного сезона. На традиционной августовской конференции, которая состоялась в ЦКЗ «Баласагун», свое мнение о состоянии сферы образования высказал и аким области Карим Кокрекбаев. 

Как известно, учителя — народ дисциплинированный: уже за полчаса до начала мероприятия зал был полон. В фойе свои стенды развернули лучшие школы и колледжи региона, и аким области Карим Кокрекбаев досконально ознакомился с достижениями каждого учебного заведения.

Сфера образования в последнее время демонстрирует неплохие показатели, в чем несомненная заслуга руководителя управления Сулушаш Курманбековой. Об этом же сказал впоследствии и глава региона Карим Кокрекбаев, который также заметил, что руководители отделов образования на местах должны показывать аналогичное отношение к делу.

В своем докладе Сулушаш Курманбекова подчеркнула, что в 2015 году в сферу образования направлено 75 миллиардов тенге. На строительство 24 объектов образования выделено 7,4 миллиарда тенге, в текущем году запланировано открытие девяти школ, одна из них — на 120 мест в селе Енбек Жамбылского района — сдана в пользование.

С каждым годом расширяется сеть дошкольных учреждений: только с начала нынешнего года открыты три детских сада и столько же мини-центров, продолжается строительство еще девяти детских садов.

По оснащению школ кабинетами новой модификации достигнут показатель, намеченный в Государственной программе развития Республики Казахстан на 2011 — 2020 годы, значительно, до 918,6 миллиона тенге, возросло количество выделяемых средств на обеспечение учебниками и учебно-методическими комплексами.

Более 36 тысяч учеников приняли участие в предметных олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, 263 жамбылских учащихся завоевали 138 медалей.

В спортивно-массовых мероприятиях приняли участие более 142 тысяч детей и подростков. Впервые в республиканской летней спартакиаде среди учащихся школ и колледжей команда нашей области заняла второе место, став обладательницей 50 золотых, 96 серебряных и 76 бронзовых медалей. Футбольная команда средней школы № 36 города Тараза стала призером республиканского турнира «Кока-кола Былғары доп», что дало ей возможность съездить в Германию.

По итогам ЕНТ средний балл по области составил 78,6, что выше показателя 2014 года на 6,2 балла. Число выпускников, не преодолевших пороговый уровень, уменьшилось с 15,2 до 9,5 процента, а доля набравших свыше 100 баллов возросла на 5,9 процента. Количество школ, показавших низкие результаты по ЕНТ, сократилось со 119 до 66. Повысилось качество знаний по таким предметам, как казахский язык и литература, русский язык и литература в школах с русским языком обучения, история Казахстана, всемирная история, физика, биология, география и английский язык.

Внедряются инновационные идеи в учебно-воспитательный процесс, 76 педагогов стали авторами учебных пособий и учебно-методических комплексов. Четыре учителя стали призерами республиканского конкурса «Үздік педагог», три педагога — призерами республиканского конкурса «Жылдың ең үздік психологы», 14 педагогов — VIII Республиканского фестиваля «Инновациялық педагогикалық идеялар», 12 — республиканского конкурса «Үздік авторлық бағдарлама». В итоге в командном зачете наши учителя заняли первое место.

В 24 колледжах области внедрено дуальное обучение. В 2015 году стартовал совместный проект национальной палаты предпринимателей и ремесленной палаты города Трира в Германии по внедрению дуального обучения на базе Жамбылского политехнического колледжа.

В 2014 году четыре колледжа области стали обладателями грантов Всемирного банка развития. Жамбылский политехнический колледж начинает подготовку кадров, необходимых для развития химического кластера, в рамках реализации проектов по государственной программе индустриально-инновационного развития.

Более подробно об этом рассказал заместитель директора колледжа Данияр Мамытбеков. Заместитель директора по учебной части гимназии № 41 имени А. С. Пушкина Сауле Мамбеткулова свой доклад посвятила нюансам перехода на 12-летнее образование. Директор школы-интерната для одаренных детей «Дарын» Маржан Абдраимова рассказала о различных социальных проектах, реализуемых учениками школы. Заместитель директора департамента молодежной политики Министерства образования и науки Еркин Уйсимбаев говорил о повышении качества человеческого капитала сквозь призму Плана нации «100 конкретных шагов».

Итоги августовской конференции подвел аким области Карим Кокрекбаев, который отметил, что несмотря на сложности с финансированием, размер выделяемых средств на нужды образования только увеличивается. Регулярные победы на олимпиадах наших школьников и повысившиеся результаты в ЕНТ лишний раз подтверждают высокий уровень местного образования. В сфере дошкольного образования набирает темпы тенденция, когда предприниматели строят на собственные средства детские сады.

К сожалению, в области есть ряд школ, качество образования в которых не выдерживает никакой критики. Низкие показатели второй год подряд демонстрируют учебные заведения Меркенского и Рыскуловского районов. Так, средний балл по ЕНТ Рыскуловского района в текущем году составил 65,7 балла, что выше прошлогоднего показателя лишь на 0,39 балла. Средний балл у выпускников Меркенского района составил 68,8, что выше прошлогоднего показателя только на 0,56 балла. Оставляет желать лучшего качество знаний учащихся Кордайского района, местные школы из года в год демонстрируют очень низкие результаты.

— Сегодня я вынужден констатировать, что результаты ЕНТ текущего года не могут дать объективную картину качества работы школ из-за большого разрыва показателей участия выпускников в ЕНТ, — сказал аким области. — Мы никак не можем дать сравнительную характеристику качества работы школ, к примеру, Жуалынского и Кордайского районов. Почему? Дело в том, что из 928 выпускников Кордайского района в тестировании приняли участие лишь 46,1 процента, тогда как в Жуалынском районе 88,8 процента, то есть разница составляет 42,7 процента. Низкую долю охвата показали школы Меркенского, Шуского, Байзакского, Жамбылского районов. Отмечая высокий результат выпускников школ областного центра, не следует забывать о том, что более 30 процентов выпускников здесь не принимали участия в ЕНТ.

Анализ показателей каждого района показал тотальное снижение количества выпускников, изъявивших желание принять участие в ЕНТ. Если в 2011 году этот показатель составил 86 процентов, в 2012 году — 81 процент, в 2013 году — 77 процентов, в 2014 году — 74,5 процента, то в 2015 году уже 69,3 процента. Куда мы катимся, задался риторическим вопросом аким области. И констатировал, что такими темпами мы завтра окажемся ниже 50 процентов.

Очень низкие показатели участия выпускников в ЕНТ продемонстрировали таразские школы № 13, 20, 21, 28. Удручает то, что в старейшей школе Тараза № 2, имеющей прекрасные традиции, из 43 выпускников в тестировании приняли участие лишь 12… Где остальные дети?

Многие родители стараются отдать своих детей в школы № 1, 40, 45, и их понять можно, сказал К. Кокрекбаев. Судите сами, как можно отдать ребенка в ту же школу № 28 города Тараза, если она на протяжении многих лет стоит первой с конца по всем качественным показателям… Отделу образования города Тараза давно пора принять кадровые решения в отношении руководства таких школ, которое проявляет безразличие к судьбам детей.

— Поручаю управлению образования акимата области изучить состояние профориентационной работы среди учащихся девятых классов в Байзакском, Жамбылском, Кордайском, Меркенском, Шуском районах и городе Таразе, — поставил задачу аким области. — Уже к концу сентября определить прогнозные данные участия в ЕНТ школьников выпускных классов. Акимам районов и областного центра вести системную работу по обеспечению участия в ЕНТ 2016 года максимального количества выпускников.

Далее он напомнил, что на августовском совещании прошлого года им был поставлен вопрос о необходимости контроля за качеством работы ряда школ области, которые долгие годы являлись флагманом регионального образования.

— Меня тревожит, что некогда одно из лучших учебных заведений страны — таразская гимназия № 8 имени Толе би теряет свои позиции, даже среди школ города она занимает лишь 19-ю позицию, — выразил беспокойство глава региона.

Такая же ситуация с гимназией № 7, меркенской школой № 44, шуским лицеем «Жибек жолы». Почему позволили деградировать некогда лучшим школам области? Потеря позиций в образовательном пространстве области говорит о серьезном профессиональном застое руководителей этих школ. Невозможно поверить, что педагоги одномоментно снизили свой профессиональный уровень, скорее всего проблема в угасании творческого начала в работе управленцев школы. Необходимо принять кадровые решения в отношении руководителей данных учебных заведений, проанализировать работу отделов образования Меркенского, Кордайского и Рыскуловского районов, усилить борьбу с коррупцией в педагогической среде, отметил Карим Кокрекбаев.

Что касается среднего профессионального образования, необходимо сделать акцент на подготовку кадров для приоритетных отраслей: химической, сельского хозяйства, туризма и производства строительных материалов.

Конференция завершилась вручением грантов, нагрудных знаков «Почетный работник образования Республики Казахстан» и грамот акима области.

Дархан БАЙТУОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»