Возместите ущерб

Обслуживать клиентов теперь нужно с гарантией

ЦТО и СТО понесут ответственность

Новый Закон РК «О дорожном движении» все еще живо обсуждается в народе. Автокресла, специальные детские удерживающие устройства, зимние шины и скоростные ограничения стали темой номер один во властных структурах и во многих СМИ. А вот некоторые моменты остались в стороне, хотя они тоже заслуживают внимания. 

 

Ответная реакция

К примеру, в незавидном положении оказались центры технического обслуживания (ЦТО). Их представители в шоке от новых правил, по которым они теперь должны работать.

— При обсуждении законопроекта мы не раз через СМИ и депутатов обращали внимание на то, что центры техосмотра не могут нести ответственность за все аварии, которые произошли ввиду технических неисправностей, — рассказывает руководитель таразского ЦТО Шынгыс Абдрахманов. — Тем не менее эта норма прописана в новом законе. Теперь мы должны возместить ущерб владельцу автомобиля, если причиной ДТП стало следствие неисправностей, которые не были выявлены при техосмотре.

Кроме того, ЦТО обязаны также компенсировать ущерб здоровью водителя или пассажиров, пострадавших при аварии.

На первый взгляд все понятно: законодательно ужесточается ответственность операторов техосмотра за проведение данной процедуры. Но тут есть несколько нюансов, которые кажутся странными.

— Во-первых, задумайтесь: подобной гарантии по компенсации ущерба не дает даже завод-изготовитель, — говорит собеседник. — Во-вторых, уже после прохождения техосмотра водитель может «поймать» ямы, колдобины, открытые люки, из-за чего могут быть повреждены важные детали. Но как доказать, что какая-та неисправность появилась после проведенной процедуры осмотра?

 

А у них?

Кстати, страховые компании в рамках своей ответственности выплачивают на восстановление транспортного средства не более 600 МРП, а компенсацию пострадавшим — не более 500 (при получении травм) или 1000 МРП (в случае смертельного исхода). То есть страховщики защищены от разорения. А ЦТО должны возмещать в полном объеме вред, причиненный как имуществу, так и жизни. Значит, данный пункт может привести к банкротству целого ряда специализированных операторов. Кто в этом случае будет проводить техосмотр?

— Возьмем такой пример, — убеждает Ш. Абдрахманов. — После ДТП новый автомобиль стоимостью 10 миллионов тенге не подлежит восстановлению. Страховая компания выплатит по закону лишь 600 МРП, или чуть более миллиона тенге, а также компенсацию пострадавшим. Тогда как центр технического осмотра обязан полностью восстановить стоимость авто — 10 миллионов тенге плюс возместить ущерб здоровью водителя и пассажиров.

По мнению собеседника, только один такой факт приведет к тяжелому финансовому кризису конкретного ЦТО. А если будет второй такой случай, не говоря о множестве, то оператор уже попросту не сможет выплатить ущерб.

— Получается, выполнение закона в данной части практически неосуществимо, — считает собеседник. — Здесь нужно разработать точно такие же ограничения по выплатам сумм, как и в случае со страховщиками.

 

Поставьте печать

Также специалист обращает внимание на следующий любопытный момент. Теперь статья 50 закона обязывает станции техобслуживания (СТО) выдавать гарантийный талон на свои услуги, удостоверяя его подписью и печатью. То есть если вам починили автомобиль, поменяв какую-то деталь, то мастера обязаны дать вам соответствующий документ. А потом, если снова случилась поломка, то исправить недоделки. Признаемся, звучит несколько фантастично. Ведь в Таразе до сих пор нигде нет подобной практики, не говоря уже о Шу, Жанатасе, Каратау и сельской местности.

— Спору нет, нам необходимы специалисты и аккредитованные центры с лицензиями и сертификатами, — говорит Ш. Абдрахманов. — Но для всего этого нужно определенное время, чтобы создать условия. Иначе мы будем получать гарантии, которые впоследствии никто не будет выполнять. Ведь сейчас у нас на СТО работают самоучки, они нигде не обучались. Китайские запчасти приобретаются ими на базаре или посредством авторазбора. Иногда самих клиентов просят принести детали.

К тому же в Жамбылской области практически ни один магазин не имеет сертификата на реализуемый товар, соответственно, никаких реальных гарантий по ремонту автомашины СТО дать не могут. Только в будущем через эту систему мы можем обеспечить безопасность граждан и надежность техники.

Так что если сегодня же все СТО обязать следовать закону, то большинство из них смогут предоставить в лучшем случае лишь только сам гарантийный талон. Но без каких-либо обязательств…

Нужна ли водителям такая филькина грамота?

Шухрат ХАШИМОВ, фото автора

You must be logged in to post a comment Login

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»