Вспомнить всё

Перерезать путы ребенку ножницами, тем более сзади, плохая примета.

В современном мире теряется смысл народных обрядов

Казахские тои зачастую славятся помпезностью и огромным количеством приглашенных гостей. В последние годы стали широко и по-новому отмечаться такие традиции, как қыз ұзату, құрсақ шашу, тұсау кесер. Однако, адаптируя обычаи к современным реалиям, многие пренебрегли их истинным значением.

 

Қыз ұзату

Проводы невесты сейчас справляют вечером. Причем на самом торжестве, как и на свадьбе, присутствуют жених и его родственники, которые забирают невесту до наступления полуночи. Раньше невест провожали на рассвете в светлое будущее, в новую жизнь. Сейчас получается, что они уходят в ночь.

О том, как раньше вели себя девушки на выданье, нам рассказала общественный деятель, знаток народных традиций Зейнеп Ахметова.

— Раньше невеста, покидая родной очаг, пела сыңсу (прощальную песню), от которой на глаза наворачивались слезы. Это показывало, как ей трудно расставаться с юностью, родными и близкими. А сейчас? Нынешние невесты запрыгивают на руки жениху и радостно машут родителям. Будто этого мало, перед уходом они танцуют вальс с отцом. Никогда наши предки не радовались уходу девочек и тем более не танцевали по этому поводу, — говорит она.

Есть у нее свое мнение и по поводу того, в какой части дома должна находиться невестка.

— Раньше, чтобы сесть на төр (почетное место), нужно было сначала заслужить это право. Снохам это дозволялось, например, после рождения детей. А сейчас? Привезут сноху, посадят с сыном во главу стола, а стариков поодаль. Вот и сидишь весь вечер, смотришь на них, — вздыхает Зейнеп-апай.

Обратила внимание Зейнеп Ахметова и на одежду нынешних невест. Не секрет, что обряд беташар некоторые сейчас проводят сразу на свадьбах. Многие современные наряды очень откровенны. Например, невесты часто надевают корсеты, оголяющие верхние части тела, прикрываясь лишь фатой. Стоит ли в таком наряде вообще делать беташар?

— К сожалению, мы любим копировать, но свое, исконно казахское, показывать не умеем. Было бы намного красивее, если бы на невесте был наряд в национальном стиле, саукеле. Раньше на проводы невесты надевали красное платье, которое говорило об их невинности. А уже когда они уезжали из дома, переодевались в белое платье, которое сами же расшивали различными узорами, — вспоминает З. Ахметова.

Переняли мы у Запада и традицию с букетом невесты. И молодые девчонки, и более взрослые чуть ли не дерутся за цветы, будто им не терпится покинуть отчий дом. А ведь некоторые из них ходят на торжества с родителями, которые спокойно наблюдают за этим процессом.

Аналогичная ситуация и с тортом, который приносят под конец свадьбы, когда уже нет сил ни у гостей, ни у самих винов-ников торжества.

— Перед тем как занести торт, обычно выключают свет. Это вообще плохая примета. Казахи говорят: «Шырағың сөнбесін» («Да не погаснет свет в твоем доме»). А потом жениху дают нож, чтобы он резал торт. После этого вместе с женой они с ложки угощают родителей. Где это видано, чтобы сноха совала в рот свекру и свекрови ложку?! — вопрошает Зейнеп-апай.

У казахов есть традиция келіншәй, когда старшие приходят испить чаю в дом, в который привезли сноху. Тогда и проходят невестки первое испытание. Например, раньше во время такой церемонии взрослые женщины наблюдали за поведением снохи, за тем, как она подает чай. Если все проходит хорошо, она получала благословение старших. Бабушки со словами «Итаяғыңа сал», снимали свои кольца, браслеты и клали их в пиалу. Это означало, чтобы в воду, в которой новая сноха будет купать своего младенца на 40 дней, она не забыла положить эти серебряные украшения.

— То же самое можно организовать и на обычном торжестве, где молодая сноха угостила бы взрослых сладким чаем, — уверена Зейнеп-апай.

 

Құрсақ шашу

Не секрет, что значения некоторых традиций и обычаев не знают и сами взрослые. Взять, к примеру, құрсақ шашу.

— Недавно одна очень популярная певица провела этот обряд в мечети, после чего оказалась в центре скандала. Но суть даже не в этом. Я испугалась, когда увидела торт, на котором была изображена сама певица, находившаяся в положении. Понятно же, что его будут разрезать. А расчленять беременную женщину, хоть и на картинке, — плохая примета, — сказала З. Ахметова уже в интервью одному из казахстанских сайтов.

Знаток традиций также рассказала, как и для чего проводится обряд құрсақ шашу. Оказывается, его делали на первых месяцах беременности, когда у снохи начинали появляться признаки токсикоза. Для того чтобы узнать, чего хочется молодой снохе, свекровь собирала соседских женщин, приносивших с собой что-нибудь вкусненькое. Даже мужчины, приезжавшие с охоты, через них передавали мясо птицы и животных, рыбу и ягоды.

— Считалось благим делом накормить беременную женщину тем, чего она хочет. А еще наши предки были уверены в том, что от этого зависит иммунитет и развитие ребенка в утробе матери, — отмечает Зейнеп-апай.

 

Тұсау кесер

Наверное, каждый, у кого есть маленький ребенок, который только-только начинает делать первые шаги, знает о таком замечательном казахском обряде под названием тұсау кесер — разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка — умение ходить, познавать мир.

— Наши предки были уверены, если не провести этот ритуал, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим. В старину ала жiп (жгутик) делали из нитей белого и черного цветов, символизирующих философию и реальность мира — добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. Эти понятия всегда ходят рядом. С пожеланиями, чтобы все в жизни ребенка имело равновесие, эти путы перерезали ножом, — поясняет Зейнеп-апай.

Сейчас в целях безопасности или удобства путы перерезают ножницами, чего делать нельзя, уверена З. Ахметова. Это два острия, которые то и дело сходятся, перерезая все, что между ними.

— Куда ни глянь, везде эту важную миссию поручают бабушкам. В былые времена не то что бабкам, даже человеку, не умеющему крепко стоять на ногах, такое не доверяли. Незамужним девушкам и неженатым парням тоже не разрешали перерезать путы, потому что считалось, что у них самих жизнь еще не сложилась, — терпеливо разъясняет З. Ахметова.

Айжан АУЕЛБЕКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии

Архивы

Поиск по сайту

RSS Подпишитесь на «Знамя труда»